– Особенностью нового закона станет смещение акцента с проверок юридических лиц и предпринимателей на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, – отметил Альберт Керменович. – В связи с принятием Закона № 248-ФЗ работа по профилактике будет заключаться в предупреждении возникновения указанных рисков, в связи с чем контрольно-надзорные органы будут обязаны воздействовать на них за счет целенаправленной работы по повышению правовой грамотности подконтрольных субъектов.
Участие в профилактических мероприятиях является правом, а не обязанностью подконтрольного лица. При этом лично взаимодействовать с должностным лицом контрольного органа необходимо только в случаях, установленных Законом № 248-ФЗ, и лишь с согласия организации либо по ее инициативе.
– Что меняется в плане проведения проверок?
– В рамках нового закона предполагается снижение количества проверок не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий, в частности, это мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
При осуществлении государственного земельного надзора органами Россельхознадзора могут проводиться следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий: инспекционный визит (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, инструментального обследования, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля); рейдовый осмотр (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, отбора проб (образцов) почвы, инструментального обследования, испытания, экспертизы); документарная проверка (посредством получения письменных объяснений, истребования документов).
Практикуется также выездная проверка (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, отбора проб (образцов) почвы, инструментального обследования, испытаний, экспертизы); наблюдение за соблюдением обязательных требований (посредством сбора, анализа имеющихся данных об объектах контроля, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общественных данных); выездное обследование (посредством осмотра, отбора проб (образцов) почвы, инструментального обследования (с применением видеозаписи), испытания, экспертизы).
– Как проводятся проверки в условиях пандемии?
– Новым законом предусмотрена возможность проводить инспекционный визит и выездную проверку дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи. Срок проведения проверки сокращен до 10 рабочих дней.
– Новым законом предусмотрена возможность отмены решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями. В каких случаях?
– Важным нововведением станет невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Нарушение этого правила будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которое послужит основанием для отмены соответствующего решения, принятого по результатам такого контрольного (надзорного) мероприятия.
– Каковы результаты за 3-й квартал уже в новых условиях работы?
– Для перехода на новые методы работы были актуализированы риски, присвоенные ранее земельным участкам, все участки со средним и умеренным риском размещены на сайте управления, разработаны образцы документов, отвечающие требованиям нового законодательства. Фактически сейчас проходят адаптация к новому законодательству, разработка новых форм, алгоритмов действий.
Как результат – проведены 4 плановые проверки, 4 внеплановые, 11 выездных обследований (новая форма мероприятий), составлены 2 протокола (ст.8.8 ( ч.2) и 19.5(ч.25) КоАПа РФ – неисполнение предписания, направлено мировому судье, одно постановление приставам направлено для принудительного взыскания штрафа.
По материалам выездных обследований подготовлены документы для согласования с прокуратурой по проведению внеплановых проверок, в частности, по Моздокскому району выявлены факты неиспользования земельных участков для производства сельскохозяйственного производства возле ст. Павлодольской, рядом с пос. Притеречным обнаружены свалки бытовых отходов и строительного мусора. В Правобережном районе, возле с. Фарна, часть участка заросла сорной и древесной растительностью. В Кировском районе, возле с. Дарг-Коха, незаконно обкопаны участки в целях недопущения проникновения скота на посевы, к арендаторам указанных земельных участков будут приниматься меры административного воздействия.
Кроме того, во время обследований земельных участков в с. Толдзгуне Ирафского района по обращению жителей были взяты пробы для проведения агрохимических и химико-токсикологических исследований; результаты анализов не подтвердили опасения заявителей по загрязнению почвы агрохимикатами и пестицидами. Однако было установлено, что один из обследуемых участков, являясь собственностью республики, никому не предоставлен и обрабатывается неизвестными лицами. О факте самовольного занятия участка было сообщено в Управление Росреестра по РСО–А.
Таким образом, первые выводы, которые можно сделать о правоприменительной практике в условиях действия нового закона: более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, стимулировать добросовестное поведение контролируемых лиц, уменьшать непосредственное взаимодействие контролируемых лиц и надзорных органов, повышать оперативность обмена информацией и прозрачность надзорной деятельности.