По информации Комитета дорожного хозяйства РСО–А, за 6 лет реализации проекта (с 2019 по 2024 г. включительно) дорожникам предстоит привести в соответствие с нормативами до 85% городских дорог и улиц, сделать более безопасными и для водителей, и для пешеходов почти 390 километров проезжей части и тротуаров, снизить количество мест концентрации ДТП, особенно у детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений.
За первые три года (2019–2021) в рамках проекта во владикавказской городской агломерации были отремонтированы 80 городских улиц общей протяженностью почти 80 км, в том числе в 2021 году – 24 (20,546 км).
Дорожные работы в городе всегда связаны с дополнительными трудностями: надо всегда стараться сделать так, чтобы не создавать помехи и неудобства для пешеходов и водителей, жителей домов, рядом с которыми проводятся данные действия, продумать и организовать для водителей маршруты объезда мест работы, дождаться, когда завершат замену подземных коммуникаций специалисты различных коммунальных служб. С каждым годом, по мере накопления опыта, дорожникам удается проводить работы с наименьшим причинением неудобств для горожан.
С самыми большими сложностями дорожники столкнулись на улице Ардонской, где из-за деятельности коммунальных служб начало работ было сдвинуто на более поздние сроки. Но и на этой улице все уже завершено: отремонтированы три участка – от ул. Кольбуса до проспекта Коста – общей протяженностью 3,27 км. Учитывая, что проезжая часть состоит из 3 полос движения в каждую сторону с разделительным газоном между ними, дорожники уложили асфальтобетонное покрытие фактически на 6,5 километра проезжей части и обустроили тротуары. Вдоль улицы установлены новые дорожные знаки, устроены разметка и искусственные неровности, которые предупреждают водителей о приближении к учебным и общественным заведениям, обновлено освещение, на пешеходных переходах устроены пандусы для маломобильных граждан.
Большие изменения произошли и на проспекте Коста, где на участке длиной в 2,8 км – от ул. Гугкаева до ул. Нальчикской – обновилось дорожное покрытие и на проезжей части, и на тротуарах.
Более 1 км дорожного полотна обновлено на улицах В. Абаева (1,55 км), В. Зангиева (1,281 км), на участке Черменского шоссе (1,12 км – от ул. Ставропольской до Черменского круга).
Обновлены и стали более безопасными для участников дорожного движения и удобными для пешеходов площадь Штыба, улицы в различных частях города – Августовских событий, Куйбышева, Маркуса, Льва Толстого, Цаголова, Церетели, Яшина, Леонова, С. Мамсурова, Дзержинского, З. Космодемьянской, Гадиева.
Кроме того, за счет средств нацпроекта "БКД" проведен ремонт улицы Степной в с. Дачном (1,35 км) и улицы Караева в с. Куртате (1,015 км) – в населенных пунктах, входящих в состав владикавказской агломерации.
На всех отремонтированных улицах дорожники не только обновили проезжую часть, но и заасфальтировали съезды на соседние улицы и подходы к домам, уложили километры бордюрного камня, установили сотни различных дорожных знаков, нанесли километры дорожной разметки, проделали огромные объемы внешне незаметных, но очень важных работ, от которых зависит безопасность дорожного движения.
В нынешнем году на проведение ремонтных работ на улицах города было направлено около 524 млн рублей. Примерно такие же средства вложены в ремонт и реконструкцию городских улиц и дорог и в предыдущие два года реализации нацпроекта.
Ежегодно на финансирование нацпроекта "Безопасные качественные дороги" из федерального бюджета гарантированно выделяется по 496 млн рублей. Кроме того, на работы на региональных и межмуниципальных дорогах Осетии из консолидированного республиканского бюджета – еще более 700 млн.
Значительные средства, выделяемые на реализацию нацпроекта, уже сегодня сказываются на качестве городских дорог и улиц, которые стали более ухоженными и удобными для передвижения по ним и для пешеходов, и для водителей.
Качество выполнения работ на различных этапах ремонта проверяли специалисты комитета дорожного хозяйства, ВМКУ "Дорожный фонд", "Независимая дорожная лаборатория", общественники. В целом работы на всех объектах проведены на достаточно высоком уровне, с соблюдением всех нормативных требований. Все объекты приняты в эксплуатацию. Недостатки, которые выявили приемочные комиссии, в соответствии с условиями заключенных контрактов и гарантийными паспортами должны быть устранены подрядными организациями за счет собственных средств.
Тем обиднее видеть, что на некоторых недавно отремонтированных улицах и дорогах вскоре после окончания работ и укладки асфальтобетонного покрытия появляются следы разрытия. Зачастую это вызвано несогласованностью планов и сроков проведения ремонтных работ между различными городскими коммунальными службами, а иногда – "самодеятельностью" жителей домов, которые приступают к прокладке подземных коммуникаций в свои дворы без согласования с соответствующими службами города.
А ведь существует Распоряжение АМС г. Владикавказа № 84 от 08.04.2019 г. "О реализации мероприятий регионального проекта РСО–А "Дорожная сеть", в котором расписан соответствующий план на 2019–2021 гг. по реализации данного проекта. Более того, есть и Распоряжение № 197 от 01.09.2021 г. о внесении изменений в предыдущее. То есть муниципальные коммунальные службы имеют четкое представление о том, когда и где будут производиться работы по ремонту или замене дорожного покрытия.
В администрации города ситуацию прокомментировали следующим образом. Оказывается, срок восстановления разрытия регламентируется соответствующим гостом. После осуществления разрытия лица, его совершившие согласно полученному разрешению, обязаны восстановить нарушенное благоустройство в установленные сроки. Как правило, для проезжей части срок составляет до 10 дней, для газонной – до месяца. Однако некоторые организации после проведения аварийных работ затягивают восстановительные. Основной проблемой являются аварийные разрытия, о которых АМС не уведомляют. По действующему законодательству разрытия должны восстанавливать лица, которые их произвели.
Напомним, что работы в рамках нацпроекта "БКД" будут продолжены и в будущем году. Уже сейчас определяется перечень улиц, на которых станет проводиться ремонт, и ВМКУ "Дорожный фонд" заключает контракты с теми, кому их ремонтировать.
Хотелось бы, чтобы перечень улиц, которые предстоит отремонтировать в 2022 году, как можно скорее стал известен всем "владельцам подземных коммуникаций", которые как рачительные хозяева смогут приступить к ремонту и замене отслуживших свой срок коммуникаций заранее, а не сразу после того как дорожники уложат новенький асфальт. Думается, скоординировать действия различных коммунальных служб есть кому, и такая координация пойдет на благо городу, а Владикавказ станет еще привлекательнее и уютнее. Тем более что многое в этом направлении успешно делается.
Контракты на проведение работ на ряде объектов уже заключены, и до наступления "сезона дорожных работ 2022 года" у подрядных организаций есть время спокойно подготовиться к их реализации.
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.