Творчество Мурата Федоровича Джикаева уже давно является значимой и неотъемлемой частью богатейшего наследия осетинского народа в области культуры и искусства. Его достижения в профессиональной деятельности высоко оценены как на республиканском, так и на всероссийском уровне, о чем говорят многочисленные награды и звания. Мурат Федорович имеет свой яркий индивидуальный творческий почерк. Его работы всегда узнаваемы на любых выставках. Им свойственны насыщенная цветовая палитра, острое гротескное решение образов, графический подход к трактовке формы и особый монументальный язык в реализации пластических задач. Эти качества делают его произведения очень выразительными, интересными и не могут оставить зрителя равнодушным.
Круг профессиональных интересов М.Ф. Джикаева очень разнообразен. Он проявил себя во многих направлениях изобразительного искусства. Помимо станковой живописи, это и графика, и книжная иллюстрация, и монументальная живопись. Есть примеры его творчества и в декоративно-прикладном искусстве, а также в скульптуре. Это многообразие творческой деятельности Мурата Федоровича в различных направлениях изобразительного искусства говорит не только о его широком диапазоне чисто профессиональных интересов, но и раскрывает интеллектуальную, философскую и мировоззренческую сущность его личности.
И, конечно же, главным качеством Мурата Джикаева является его любовь к своей Родине, своей земле. Оставаясь человеком своего времени, он высоко ценит и чтит сложившиеся веками традиции своего народа. Это проявляется не только в его творчестве, но и в жизни. Мурат Федорович уважаем как в профессиональных кругах, так и в общественном пространстве.
Выдвигаемое на соискание Государственной премии Республики Северная Осетия – Алания имени Коста Хетагурова произведение художника М.Ф. Джикаева "Мои братья, живите, любя друг друга!" полностью вбирает в себя все его лучшие качества как художника и гражданина. Это монументальное полотно олицетворяет единство народа Осетии в его прошлом и настоящем, отражает дух народа, его духовность, его нравственные ориентиры. Слова Коста сегодня еще более актуальны, чем когда-либо. И полотно Джикаева заставляет нас по-новому переосмыслить это наставление великого сына осетинского народа. Оно еще и познавательно. Ведь многие, к великому сожалению, уже и не помнят уникальных личностей, внесших огромный вклад в развитие и становление нашего народа, не все знают и многих своих современников, которые вносят свой посильный вклад в этом направлении. Собирая материал для монументального полотна, Джикаев проделал и огромную исследовательскую работу, наполнившую картину исторической подлинностью.
"Мои братья, живите, любя друг друга!" создавалась в течение трех с половиной лет и посвящена 160-летию со дня рождения великого сына осетинского народа Коста Хетагурова. Она впервые была представлена на юбилейной выставке "80 лет Союзу художников РСО–А" в ноябре 2019 года в залах Национального музея РСО–А. Работа вызвала живой интерес зрителя и имела несомненный успех.
Основная идея картины – призыв к нынешнему и будущим поколениям осетинского народа к сплочению, взаимопониманию, любви друг к другу, к преодолению разобщенности, узкого мировоззрения, к укреплению национальной идеи, к осуществлению последнего желания Коста: "Мои братья, живите, любя друг друга!"
Композиционное решение строится на принципе ассиметричного деления плоскости картины на две неравные половины, представленные портретными образами выдающихся осетин, начиная с главных персонажей Нартского эпоса, скифо-сармато-аланских времен и до наших дней.
Центром композиции является фигура Коста Хетагурова, одетого в традиционную национальную одежду. Справа от него стоит знаменитый скиф, один из семи мудрецов древности Анахарсис, слева от Коста – выдающийся ученый современности – Васо Абаев.
Впереди Коста, Анахарсиса и Васо Абаева располагается символическая группа из двух скифов, совершающих обряд братания. Образцом послужила знаменитая скифская золотая скульптурка, где два скифа пьют из священного рога смесь вина с собственной кровью, чтобы укрепить клятву в верности и в братстве. Группа сидит на золотом щите, эти два скифа давят данным щитом трехглавого дракона – символа зависти, разобщенности и эгоистического мышления.
Все три центральных персонажа указывают пальцами рук на сросшихся в единое целое двух скифских воинов, совершающих обряд братания, как бы призывая нынешние и будущие поколения осетин к единению и сплоченности.
Конечно, автор не ставил перед собой глобальную задачу – изобразить в одном произведении всех выдающихся сынов и дочерей Осетии, выборочно отобразив, на его взгляд, наиболее достойных личностей, внесших свой весомый вклад во все области жизни Осетии.
Пришлось решать очень сложную задачу – объединить в одном произведении большое количество живых и уже ушедших персонажей разных исторических эпох. Здесь нужен был плавный переход и объединяющий пространственно-композиционный, колористический и стилевой метод в решении этой сложной задачи. Автор применил современные стилистические и колористические приемы, одновременно опираясь на достижения прошлых эпох в области станковой и монументально-декоративной живописи.
Определенные сложности возникали из-за отсутствия фактического материала по древним персонажам. Приходилось на основе доступного исторического материала тех или иных эпох создавать фантазийные образы аланской средневековой знати. В их разработке художник использовал собственные образные и дизайнерские разработки.
Композиция картины развертывается на фоне национальной архитектуры наравне с древнеаланским христианским храмом. Лучи благодати и святости исходят от центральной фигуры Коста и через архитектуру поднимаются к небесам. Эти лучи как бы поддерживают золотую ленту со знаменитым призывом Коста: "Мои братья, живите, любя друг друга!"
За действующими персонажами стоят три монументальные фигуры, олицетворяющие благополучие, изобилие и славу осетинского народа. Женская фигура с чашей пива "Уацамонга" символизирует красоту, силу, благосостояние и молодость Осетии. Белобородый старик с рогом изобилия и священным шашлыком олицетворяет фарн, баркад, почетную миссию старейшин нации. Монументальная фигура молодой женщины справа – это и Родина-мать, и богиня Победы, которая благословляет Осетию лавровым венком.
Слева и справа от Коста изображены философы, писатели, поэты, художники, ученые и руководители Северной и Южной Осетии в постсоветское время, военные, видные общественные деятели, бизнесмены, спортсмены…
При всем многообразии различных живописных структур, планов, а также количества персонажей картина оставляет довольно цельное впечатление. Она полностью подчинена внутренним законам монументального искусства и, что самое главное, создает цельный и выразительный образ нашего общества, объединяя в едином пространстве людей различных эпох и рода деятельности, но единых в беззаветной любви к своей Родине.
Несомненно, эпическое произведение Мурата Федоровича Джикаева "Мои братья, живите, любя друг друга!" является новым словом в ряду ярких образцов национальной художественной культуры и достойно высокой оценки.
Олег БАСАЕВ,
заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСО–А, профессор, заведующий кафедрой изобразительного искусства СОГУ им. К. Л. Хетагурова.