Скажите, откуда вы так хорошо знаете старую Англию? Диккенс, Байрон, Теккерей? А В. Гюго, О. Бальзак, Г. Флобер, Р. Роллан – это Франция, как и наши Л. Толстой, И. Тургенев, Ф. Достоевский – Россия. Имена, события, факты...
Общение с доброй, умной книгой. В библиотеках, на прилавках магазинов, на стеллажах в квартирах друзей мы ищем СВОЮ книгу, СВОЕГО автора. Ищем и не всегда помним о том, что книга тем временем тоже ждет. И не кого-нибудь, а именно СВОЕГО читателя.
Говорят, (и, к большому сожалению, это правда), что сегодняшний молодой человек стал читать значительно меньше, чем, например, в XX веке. Объясняют это разным, в том числе и соперничеством с художественной литературой кино, телевидения, социальных сетей. И, хотя все это, безусловно, имеет у нас место, разве когда-нибудь сможет даже самый талантливый режиссер, даже самым удачным фильмом заменить тот удивительный час, когда вас в комнате двое – вы и автор. Он убеждает и неназойливо учит, понимает каждый ваш шаг. Духовное общение... Да ему же поистине нет цены…
Так как же сориентироваться сегодня в бесконечном литературном море? Как в нем не заблудиться, найти определенное русло? С. И. Вавилов любил повторять: "Современный человек находится под Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо найти крупинки золота в массе песка". Да, это сегодня вопрос многих. Ведь среди сотен однодневок порой и не заметишь ту, свою книгу. И, к сожалению, пройдешь мимо. Вот когда нужен умный, мудрый проводник – школа и прежде всего учитель-словесник.
* * *
Признаюсь, больше всего на свете не переношу эдакий залихватский тон отношений педагога с учениками, своеобразный стиль общения, когда в учителе более всего почитается не человечность, не интеллект, не его гражданственность, наконец, а способность быть "рубахой-парнем", становиться на одну доску с воспитанником.
Подумаешь, мол, какие между нами могут быть условности... Все в норме, как говорится, "свои люди – сочтемся"... Ведь на дворе XXI век…
С гордостью отмечу, что Л. Толстой, В. Сухомлинский, М. Прилежаева, А. Кузнецова, X. Уруймагов, Г. Дзасохов преподавали нашу словесность. Любили и глубоко знали русскую литературу наши национальные поэты и писатели – К. Хетагуров, Б. Боциев, Е. Уруймагова, Т. Джатиев; мастерски владел русским слогом ученый с мировым именем Васо Абаев. Считаю, что бесконечно был прав В. Г. Белинский, говоря о том, что интеллигентность человека во многом начинается с его речи. Я люблю слушать, как говорят люди. Незаурядность их ведь можно уловить по одному этому признаку тоже...
* * *
К великому сожалению, в жизни многое ограничено, и прежде всего наше время и еще, что особенно печально, круг возможностей. А сколько нужно знать, чтобы быть интересным, именно интересным для своих учеников?! Но часто случается совсем иначе. Увлечь своим предметом удается не всех и не всегда, однако, грустить от этого не стоит, тем более делать из этого трагедию. Да последнее и бывает, наверное, только в молодости. А потом приходит понимание: ведь каждого школьника тянет к чему-то СВОЕМУ. И давить, гасить это в человеке не стоит.
Подумайте, как же много мы все-таки не успеваем: послушать современную музыку, посмотреть от "а" до "я", к примеру, очередную программу телевидения, где горы как раз той информации, которая так близка и необходима нашим детям. Все это так. Но зато есть своя особая прелесть буквально во всем, что нас окружает. Мы работаем с теми, кто только формируется, и именно от нас во многом зависит, какими быть сегодняшним детям. И еще рядом с нами всегда книга. А это ни с чем не сравнимо. Наверное, я не устану говорить об этом тысячу раз! Помню, с каким вниманием я читала и перечитывала повесть И. Грековой "Кафедра" с ее Энэн – профессором-математиком, автором статей мирового значения по кибернетике. Тогда меня просто поразила его внутренняя культура, необыкновенная эрудиция и то, как просто сказал этот человек о том, что волнует многих из нас. Да, любой специальности нужно учиться. Но этого мало. Нужно быть образованным. А стать таковым можно, только читая книги. Этого никакой университет не заменит. Ведь можно закончить институт и при этом остаться невеждой, что и бывает нередко. Вот почему я считаю одной из главных задач любого учителя – приобщить детей к книге, как к кладезю знаний, научить их самому основному – самостоятельно трудиться.
* * *
Если же говорить о моем учительском девизе, то готова бесконечно повторять слова одного из наставников непокорной республики ШКИД – Сороки-Росинского: "На уроке должно быть поменьше учителя – побольше ученика", то есть нужно приложить все усилия, для того чтобы детям на занятиях непременно хотелось работать, чтобы им было интересно, чтобы они могли реализовать себя. А это, поверьте, бывает сделать не так-то просто.
А мой человеческий девиз – знаменитое пушкинское изречение — "Ты сам свой высший суд, всех строже оценить умеешь ты свой труд, ты им доволен ли, взыскательный художник?!". Эти слова прошли через всю мою жизнь и очень многому меня научили.
* * *
Есть вещи, которые запоминаются нам навсегда. Сколько же раз я вспоминаю слова своей коллеги – писателя Натальи Григорьевны Долининой (она более 25 лет проработала словесником в ленинградских школах). Эти строки запали мне в душу еще с юности. Не берусь сказать точно, в какой из ее повестей я их прочитала. Однако это стало в свое время для меня своеобразным радостным открытием. Вот эти слова:
"Я – учительница! И я этим горжусь. Именно это дает мне радость, ощущение полноты жизни, чувство сохраненной молодости. А бывшие мои однокурсники, встретившись после долгой разлуки, удивляются: "Где работаешь? Ах, в школе!" – и на лицах их выражается недоумение: что же, мол, ты лучшего не достигла в жизни... Я – учительница. И это самое большое, чего достигла в жизни. Вероятно, каждый, кто любит свою профессию, считает ее самой увлекательной, самой благородной, самой лучшей на свете... Убеждена, нет на свете работы более важной и более радостной, более нужной людям, чем наша... Больше всего возмущают меня разговоры о том, что труд учителя – не творческий, что он отупляет: как, мол, можно всю жизнь из года в год повторять одно и то же по нескольку раз. Но мне никогда не приходилось этого делать... Ведь классы-то разные. И так же, как в разговоре один на один, ты ищешь свой, особый подход к каждому ученику, так и в новом классе ту же биографию Пушкина или Гоголя рассказываешь по-новому. Если преподавать литературу по-настоящему, то каждый день, каждый час ставит новые проблемы, задачи, заставляет и мучиться, и искать, ошибаться и находить новое..."
Скажите, пожалуйста, разве же это не так? Да, это большое счастье – найти свою профессию и себя в ней...
Валентина БЯЗЫРОВА,
заслуженный учитель РФ.