[B]"В детстве не часто бывали у папы на работе, но каждый раз это было очень интересно! Любили покопаться в его книгах, нарушая привычный ему порядок, за что он и не жаловал это дело. Любили саму атмосферу", – делится воспоминаниями об отце Эврике ДОЕВЕ его дочь Ирина. Для нее это детское "интересно" стало теперь делом всей жизни: она, как и отец, выбрала стезю педагога.[/B]
Семья Доевых априори не могла быть обычной: в традиционный уклад вплелось учительство как образ жизни. С малых лет дети привыкли, что для отца его работа играет важную роль: сначала на месте учителя, а потом уже и в должности директора он всегда заботился и о своих учениках, и о коллегах. "Мы всей семьей переживали, если у кого-то в школе были трудности. Так же как и радости учеников и учителей были нашими общими", – говорит врио директора школы с. Нижней Санибы Ирина Эвриковна Доева, которая понимает, что настоящие педагоги живут жизнью своих учеников.
Она и ее сестра Марина – тот яркий пример, который еще раз показывает, что в воспитании детей прежде всего нужно начинать с себя. Руководитель школы № 1 с. Гизели Эврик Доев никогда не настаивал на том, чтобы дочери пошли по его стопам. Но такая любовь к делу, которую излучал он, не могла не вдохновить. "Повлиял не столько авторитет отца, сколько пример его деятельности, который всегда был перед глазами. Он был не только директором школы, но руководителем ученической бригады. В летние месяцы старшеклассники нашей школы жили в полевом стане на сельскохозяйственных полях, и сейчас, уже с высоты прожитых лет и профессионального опыта, понимаешь, какую колоссальную ответственность отец брал на себя, когда под своей опекой вот так вывозил детей. Но это была уникальная школа товарищества, самостоятельности и трудолюбия! И эта воспитательская работа также накладывала на нас свой отпечаток".
Будущие учителя географии Ирина и математики и информатики Марина с детства играли в школу. "Было завораживающе проводить уроки, проверять тетради, ставить оценки. А уж если ты где-то раздобыл старый классный журнал – это была радость до небес! Это сейчас можно купить в любом магазине и писать в нем, что тебе хочется. А мы повторяли действия наших учителей, их фразы в определенных моментах". Прошло время, и игры переросли в уже настоящие уроки, проверки тетрадей и выставление оценок. Прежними остались подходы – справедливость, честность и объективность. "Принципы работы учителя давно определены выдающимися педагогами-новаторами. Во главу угла любой учитель ставит сохранение жизни и здоровья ребенка. Приоритетом всегда являются мораль, нравственность, педагогическая этика, – рассуждает Ирина Доева. – Настоящий учитель – это тот, кто способен спуститься с высоты своих знаний до незнания ребенка и вместе с ним опять и опять совершать восхождение, постигать азы определенных наук".
Ирина считает, что и в классе, и в коллективе прежде всего важны человеческие отношения, взаимное доверие. Для этого с детьми нужно уметь делить и радости, и проблемы. Совсем, как делал папа. "И потом, когда через много лет ученики приходят и говорят "Спасибо!", начинают делиться воспоминаниями, ты забываешь обо всех трудностях профессии и понимаешь, что твоя работа не напрасна. Ведь каждый день учитель отвечает за будущее своего народа, целого поколения".
И эта ответственность с одной стороны индивидуальная, а с другой – коллективная, ведь педагогический состав школы – это хоть и сложный механизм, но должен быть сплоченным и двигаться в одном направлении. Сегодня Ирина Доева старается поддерживать именно такую атмосферу, осознавая значимость школы в становлении человека.