[B]Минул год с тех пор, как в возрасте 77 лет ушел в мир иной народный артист РСО–А, заслуженный артист РЮО, любимый коллега, супруг, отец и дед Роберт БИТАЕВ. Искренний и лучезарный, трудолюбивый и всем сердцем любивший театр, он посвятил ему всю жизнь и считал, что это – святое. [/B]
Он отдавал сцене всего себя, это дарило ему ощущение счастья. Еще в школьные годы мальчишка из Синдзикау начал грезить о том, чтобы стать актером. А вдохновило ребенка выступление старшеклассников, разыгравших перед зрителями юмористическую сценку.
Так, в конце 60-х Роберт пришел в самодеятельную студию Дворца культуры "Металлург", возглавлял ее актер Владимир Макиев. Оттуда и начался путь Битаева на сцену. По приглашению режиссера Михаила Гаева он стал работать в кукольном театре "Саби". 7 лет посвятил работе диктором на Северо-Осетинском радио, но все же любовь к театру оказалась сильнее. Сначала Битаев попал во вспомогательный состав, а потом – и в основной. Ему досталась небольшая роль нищего в спектакле "Сказание о гончарном круге" по пьесе А. Абу-Бакара, но разве мог талант быть не замечен критиками? Со дня успешного дебюта Роберт Александрович сыграл в Осетинском театре десятки ролей. В своем мнении о том, что Битаев не просто играет, а "живет" на сцене, оказались едины как местные, так и столичные режиссеры. Ведь он из тех, кто не терпел фальши – ни в жизни, ни в работе.
Битаеву повезло, потому что в театре он оказался в блестящем окружении. Александр Царукаев, Давид Темиряев, Коста Сланов, Юрий Мерденов, Николай Саламов... – этот список можно продолжать. Их уроки оказались для Роберта особенно ценными. Полученный опыт позволял актеру играть разноплановые роли: Дарданелл из "Четырех судеб" Геора Хугаева, Кларин в пьесе Кальдерона "Жизнь есть сон", Cаукудз из "Осенних цветов" А. Айларова, Юсов из "Доходного места" Н. Островского, "Земляника" из "Ревизора" Н. Гоголя, шут в исторической трагедии Ш. Джикаева "Отверженный ангел"...
Битаев был силен не только как актер театра, но и кино, с его участием сняты "Обида старого охотника", короткометражки Бабле Дзбоева, широкий резонанс за пределами Осетии и СКФО получили фильмы "11 писем к Богу" Акима Салбиева, "Ласточки прилетели" Аслана Галазова. Знаком Битаев и российскому зрителю по сериалам С. Снежкина "Убойная сила" и "Женская любовь", а также "Голос матери" Х. Нарлиева. Одна из последних ролей была сыграна в фильме "Выжить нельзя погибнуть" молодого режиссера К. Битарова (картина посвящена событиям в Южной Осетии в августе 2008-го).
Успешно Роберт Александрович попробовал себя и на режиссерском поприще, он воплотил ряд постановок на сцене СОГАТа и Дигорского театра, к некоторым спектаклям даже написал песни. За поставленный спектакль "Черная бурка" по пьесе Г. Хугаева Битаев был награжден дипломом в номинации "Лучшая режиссура". Роберт Александрович, прекрасно владевший родным языком, перевел на осетинский пьесы Мольера, Филатова, Стратиева. И как только все успевал, даже работал на телевидении, вел новостную программу "Ирыстон абон", работал худруком народного театра Чиколы, режиссером Дигорского театра…
Он преуспел не только на сцене, но и в жизни, с любимой супругой вырастил двоих сыновей и дочь, стал счастливым дедом семерых внуков. И, пожалуй, все это ему удавалось благодаря кипучей энергии, неуемному жизнелюбию, любви ко всему, к чему прикасался. Не в его характере было роптать на судьбу, и она подарила ему все, что нужно человеку – любовь и признание, уважение и почет на сцене и в жизни. В 2014 году ему было присвоено звание заслуженного артиста Российской Федерации, а еще через четыре года Роберт Александрович был награжден медалью "Во Славу Осетии".
Конечно, его очень всем не хватает... Не хватает его шуток, его улыбки, его опыта, который он готов был передавать младшему поколению, его таланта любить окружающих и вдохновлять их на то, чтобы быть лучше, чище и верить в завтрашний день, несмотря ни на что. Но актер и дела его живы, пока о них помнят, и это, пожалуй, главное...