Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Солнце и кинжал Бимболата Кумалагова

[B]Имя Бимболата Кумалагова известно далеко за пределами Осетии. Первый в СССР осетин-пластиограф, актер, каскадер, режиссер, педагог – вот такой разносторонней личностью он был. И не просто успешно совмещал все эти амплуа, но и отдавал каждому из них свою душу, вкладывал сердце. [/B]

4 октября Бимболату Алихановичу исполнилось бы 75 лет. Долгие годы он работал в Осетинском театре. В послужном списке его работ такие спектакли, как "Ромео и Джульетта", "Отелло", "Тимон Афинский", "Царь Эдип", "Гамлет" и другие.

Одним из известных его театральных номеров является "Гимн солнцу". Обдумывать его Бимболат начал, уже будучи актером Осетинского театра. Это был долгий и кропотливый труд. Приходилось репетировать даже ночью, но Бимболат терпеливо шел к своей цели и буквально до миллиметра заучивал каждое движение. "…Солнце встает каждое утро. А места под ним хватит всем. Но… Как по тонким остриям сразу не шагнуть, так по граням лет и бед труден путь к солнцу… Сверхзадача спектакля – гуманность. Я хочу, чтобы люди научились получать удовольствие не от насилия, а от сделанного добра…" – высказался о своей постановке Бимболат Кумалагов в интервью газете "Москвичка". Танец, исполненный артистом, был уникальным. Ничего ранее в осетинском искусстве не было. Он исполнял танец с настоящими кинжалами. Борьба Солнца и Кинжала, добра и зла – именно эти противоположные понятия стали философской основой постановки.

В юности Бимболат был увлечен творчеством таких великих мастеров танца, как Батырбек Сопоев и Пигу Торчинов. Их концерты, проходившие в Ардоне, никогда не пропускал. Посещал также часто и выездные спектакли Осетинского театра. Он не раз вспоминал поразившую его игру Федора Каллагова в спектакле "Афхардты Хасана". Именно после этой постановки у него проснулось желание стать актером.

В 1965 году Бимболат Алиханович стал студентом ГИТИСа. Постигая азы актерского мастерства, он не переставал заниматься своим любимым делом − танцами, и уже после окончания первого курса его пригласили в Москонцерт для гастролей с коллективами выпускников ГИТИСа по Сибири и Дальнему Востоку.

В студенческие годы Кумалагов стал увлекаться также постановкой сценических боев и все чаще изучать пластическую выразительность актера. Позже, уже работая в Осетинском театре, он стал уделять особое внимание внешнему пластическому рисунку.

Как пластиограф он отлично показал себя в роли Керкуцио в "Черном драконе", Слендера в "Виндзорских проказницах", Бындза в "Я не женюсь". Бимболат также принимал участие в постановке пластических сцен и сцен боев в спектакле тогдашнего главного режиссера Русского театра Зарифы Бритаевой "Женись и управляй женой".

Спустя время, став аспирантом кафедры сценического движения театрального училища им. Б. Щукина, Бимболат Кумалагов начал работать режиссером по сценической пластике в московском цыганском театре "Ромэн". Одной из самых главных постановок в этом театре стал спектакль "Кровавая свадьба" по пьесе Гарсия Лорки, а одна из сцен была признана критиками самой поэтической. "То была сцена любви, любви такой силы, которую трудно выразить словами", – писала тогда газета "Советская культура". Работая над этим спектаклем, Бимболат Кумалагов ввел в режиссуру новые понятия – "пластиография" и "пластиограф".

Актер отметился и работой в кино. На его счету более 30 картин. Среди советских кинематографистов он известен прежде всего как мастер постановки сценического боя. Наиболее известными киноработами с его участием являются "Пираты XX века", "Эскадрон гусар летучих", "В горах реки бурные", "Петр Великий" и другие.

Бимболат Кумалагов также вел занятия по сценическому бою во ВГИКе. Ему посчастливилось работать с выдающимися мастерами кино, такими как Сергей Герасимов, Борис Чирков, Евгений Матвеев, Алексей Баталов.

Потом опять продолжилась работа в Осетинском театре. В 1980 году он осуществил постановку сцен и пантомим для спектакля по пьесе Шамиля Джикаева "Отверженный ангел". Ставил трюки в спектакле "Тимон Афинский" Шекспира.

В начале 90-х годов, когда театральное искусство и кино переживали времена разрухи и финансового застоя, Бимболат Кумалагов создал в Москве творческую студию "Пластиограф". Вместе со своими единомышленниками он обучал молодежь сценическому фехтованию, конному бою, акробатике и танцу.

Актера не стало в 1995 году. Трагическая случайность во время одной из репетиций... О Бимболате Кумалагове помнят его многочисленные поклонники, коллеги, друзья и ученики. А его знаменитый танец "Дорога к Солнцу" по сей день остается шедевром осетинского театрального и хореографического искусства.

Юлия ДАРЧИЕВА.

Автор: ДИЗАЙНА И ВЕРСТКИ ОТДЕЛ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1204

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика