[B]Чтобы набрать пороговый минимум баллов на едином государственном экзамене по дисциплинам гуманитарного цикла, например, по русскому языку, литературе, обществознанию и истории, достаточно усвоить базовые знания по этим предметам. Но если вы хотите не просто сдать экзамен, а сделать это "на отлично", то стоит расширить горизонты познания и не ограничиваться одними учебниками и учебными пособиями.[/B]
Председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку Москвы, начальник отдела Московского центра качества образования Роман Дощинский составил подборку фильмов, которые советует посмотреть старшеклассникам. Согласно рекомендации Рособрнадзора при подготовке к ЕГЭ выпускнику следует иметь представление и о кинолентах, которые помогут проанализировать литературное произведение или лучше понять исторический контекст:
● "Несколько дней из жизни И. И. Обломова" (режиссер – Никита Сергеевич Михалков, фильм по роману И. А. Гончарова "Обломов");
● "Война и мир" (режиссер – Сергей Федорович Бондарчук, фильм по одноименному роману-эпопее Л. Н. Толстого);
● "Собачье сердце" (режиссер – Владимир Владимирович Бортко, фильм по одноименной повести М. А. Булгакова);
● "Тихий Дон" (режиссер – Сергей Аполлинариевич Герасимов, фильм по одноименному роману-эпопее М. А. Шолохова);
● "Республика ШКИД" (режиссер – Геннадий Иванович Полока).
"При сдаче ЕГЭ по русскому языку отсылка к тому или иному фильму и его краткий анализ помогут обосновать собственное мнение. Благодаря этому выпускник имеет возможность получить высокие баллы по критериям К4 и К5, – говорит Роман Дощинский. – Помните только, что культура отсылки обязывает правильно указывать название фильма (как минимум) и фамилию, имя и отчество режиссера (как максимум)".
По мнению эксперта, при подготовке к ЕГЭ по литературе просмотр экранизаций классических произведений даст возможность повторить сюжеты прочитанных книг, вспомнить героев, актуализировать ключевые цитаты и, конечно, в очередной раз ощутить удивительную атмосферу прошлого, увидеть колорит эпохи и ее нравы. "Фильмы желательно выбирать по относительно объемным произведениям. Перед просмотром возьмите книгу, по которой снят фильм, и приготовьте записную книжку: вам точно захочется отметить какую-нибудь важную деталь, дать оценку событию, поступку, переживанию вашего любимого или нелюбимого литературного героя, – при этом Дощинский подчеркивает, что просмотр кинофильма никогда не сможет заменить прочтение текста-первоосновы. – Даже в том случае, если между произведением и его художественной интерпретацией практически нет никакой разницы. Выпускникам, которые хотят получить объяснение смысла книги из фильма, могу сказать лишь одно: это то же самое, как подойти к незнакомцу на улице и попросить его объяснить вам смысл жизни".
Если уж вы совсем не хотите налаживать отношения с классикой – никогда не дружили, так нечего и в 11 классе начинать! – то и для вас есть полезные рекомендации:
● "Гарри Поттер" – 2001–2011 гг.
Серия фильмов и книг, которые известны каждому, может быть полезна на ЕГЭ по русскому языку. В произведении много тем, которые можно использовать в качестве аргументов в сочинении: это доброта и честность, храбрость и любовь, дружба и отношения отцов и детей;
● "Форрест Гамп" – (1994 г., режиссер Роберт Земекис, снят по одноименному роману Уинстона Грума (1986).
В киноленте показывается история необычного мальчика, который сталкивается со множеством препятствий во время своего взросления, но не утрачивает возможность любить, сострадать, верить в светлое будущее. Здесь поднимается множество проблем, которые можно аргументировать этим произведением: "Что такое настоящая дружба?", "в чем смысл и цель жизни?", "как упорство помогает человеку?", "почему важно быть индивидуальностью?", "почему нужно верить в себя?" Фильм завоевал большое количество наград и стал культовым, а сам персонаж вошел в список "Величайших героев всех времен", поэтому ему стоит уделить внимание;
● "Дориан Грей" – (2009 г., режиссер Оливер Паркер, по мотивам романа Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея").
В центре сюжета – удивительная история о человеке, красота которого менялась лишь на его портрете. Однако глубокая мысль, скрытая в том, что происходит с персонажем из-за этого, сделала произведение одним из самых значимых в мировой литературе. Его можно привести в пример для раскрытия взаимосвязи между искусством и внутренним миром человека, задуматься о нравственности и так далее.