Еще не успевшая стать традиционной, но уже обещающая стать интересным опытом практика была апробирована совместными усилиями Владикавказского комбината школьного питания, Управления образования АМС г. Владикавказа и школы №41. Инициатива дегустации десятидневного меню школьного рациона исходила от самого комбината, который с августа работает под новым руководством.
Новая администрация, новое меню, однако ряд старых вопросов к питанию все же остался. Чтобы решить их, и была выбрана такая форма взаимодействия: представители родительских комитетов общеобразовательной организации собрались для очного знакомства с теми блюдами, которые ежедневно едят их дети на завтрак и обед. Обеспечение бесплатным горячим питанием учащихся начальных классов, которое стало обязательным по распоряжению президента страны Владимира Путина, разумеется, прибавило забот поварам и в разы увеличило объемы готовки. Однако это не должно сказываться на качестве. И у работников комбината питания, и у сотрудников школьных столовых был год, чтобы привыкнуть к такому режиму работы и уже бесперебойно и, что немаловажно, вкусно кормить ребят.
Перед началом дегустации руководители ВКП во главе с директором Аланом Джиоевым выступили перед родительским сообществом с приветственным словом, рассказав, что основа школьного меню в первую очередь – это полезная пища, насыщенная необходимыми для растущего организма макро- и микроэлементами. "Рацион сбалансирован с учетом норм потребления белков, жиров и углеводов. Мы проанализировали школьное питание за 2020–2021 год, учли все его недостатки и преимущества и при помощи экспертов к началу нового учебного года представили обновленное меню. Рацион каждого школьника в этом году стал дороже – мы добавили фрукты, сейчас это сезонные яблоки, груши и корольки, затем будут и мандарины", – рассказали представители комбината, пригласив затем родителей не только попробовать все блюда из школьного меню, но и оценить по 5-балльной шкале каждую позицию на специальных бланках.
Салат свекольный и салат витаминный, суп картофельный с фасолью и щи со свежей капустой, каша пшеничная и картофельное пюре, рыбные фрикадельки и тефтели из индейки, куриное филе в соусе "карри" и сырники из творога, напиток из шиповника и чай смородинно-яблочный – всего более 40 наименований блюд, включая хлебобулочные изделия.
"Меню разнообразное, и это хорошо. Представлено практически все, что может быть в рационе – уверена, что многие даже дома не готовят столько разновидностей первых блюд или салатов, – говорит Снежана Хестанова, у которой в СОШ №41 учатся трое детей, включая первоклассницу. – В целом достаточно вкусно, какие-то блюда на мой вкус пресноватые, но нельзя забывать, что это еда для детей. Не очень понравились котлеты из говядины – они как раз были пересолены. Но, как я понимаю, дегустация как раз и проводится, чтобы выявить все эти моменты. Я бы поставила школьному питанию твердую "четверку".
Вполне естественно, что у мам возник вопрос: всегда ли так стараются повара, или это показательно только для данного мероприятия? Самый достоверный ответ могут дать только дети: если они, придя из школы, сказали, что все съели и им было вкусно, значит, это не "разовая акция" комбината. Не стоит забывать, что пищевая культура ребенка воспитывается в семье, и редко какой школьник согласится съесть борщ или гороховый суп, если никогда не пробовал что-то подобное дома. Привычка есть бутерброды или фаст-фуд только потому, что "он ничего другого не ест" – не врожденная, а привитая, и такую модель пищевого поведения нужно менять. В том числе, и через родительские беседы.
В анкетах, которые были розданы родителям, в основном выставлялись "четверки" и "пятерки". Отдельные позиции оценивались и в три балла. Отражались и субъективные критерии вкусовых ощущений: "Кашу хотелось бы послаще", "мой ребенок не любит специи и поэтому соус карри он не поест", "мы не любим салат с добавлением сыра". Как пояснили в руководстве комбината, результаты анкетирования будут проанализированы и учтены для совершенствования всех процессов – от закупки продуктов до приготовления блюд в школьных столовых.
После дегустации директор ВКП выслушал вопросы и пожелания от родителей. Среди благодарных отзывов звучали и пожелания, чтобы сохранялся температурный режим блюд. Во многом это зависит не столько от комбината, который занимается поставкой всей продукции и полуфабрикатов в школы города для приготовления блюд уже непосредственно в учреждении, сколько от самих столовых. Для этого они должны быть обеспечены специальным оборудованием, включая мармиты. Но их наличие или отсутствие – уже совсем другая история…