Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Плачущий ангел над парком,

[F]в котором была разрушена церковь, "созданная трудами Навагинского полка" [/F]

Недавно руководством РСО–А было принято решение о проведении реконструкции сквера Жуковского в г. Владикавказе.

Ранее – на состоявшейся 8 июля 2011 года встрече архиепи­скопа Владикавказского и Ма­хачкалинского, преосвящен­ного Зосимы с тогдашним Главой РСО–А Таймуразом Мамсуровым было озвучено решение о строи­тельстве в кафедральном граде Владикавказе нового храма во имя св. благоверно­го князя Александра Невско­го. Между тем лишь немногие сейчас помнят о том, что храм с таким названием во Влади­кавказе уже был...

В одном из лучших мест го­рода Владикавказа, вблизи пересечения Александровской и Лорис-Меликовской улиц, на Алек­сандровской площади располагалась Александро-Невская церковь. Это был неболь­шой храм простой архитектуры: средняя его часть представляла собой прямоу­гольник с узкими окнами, выполненными в грузинском стиле, купол был возведен в московском стиле, а колокольня – в стиле юго-западном.

С восточной и южной сторон храма был расположен небольшой сквер, а с северной и западной располагались тихая улица Краси­вая и Александровский переулок. Ограда храма была засажена тополями.

Здание Александро-Невской церкви было построено в 1855 году солдатами 78-го Навагинского полка, а в 1860 году оно было передано 8 Кавказскому линейному ба­тальону. С этого времени церковь стали называть Линейной. Спустя 14 лет храм был передан Влади­кавказской местной команде, а в 1892 году – 45-му Северскому дра­гунскому полку. После ухода из города Северского полка Указом Св. Синода от 28 апреля 1897 года Александро-Невская церковь была передана из военного ведомства в епархиальное. Но прихода свое­го она вначале не имела. Из-за малого размера храма многие из проживавших вблизи христиан вы­нуждены были посещать другие церкви: Братскую, Вознесенскую и Монастырскую. В связи с чем Преосвященный Владимир заявил о необходимости расширить храм при­делом для служения ранней литургии. За осуществление этого дела взялся священник Д. Беляев.

Причт Александро-Невской церкви в тот период состоял из настоятеля – про­тоиерея Вартминского, ключаря – свя­щенника Обновленского, священников Топкина и Беляева.

18 сентября 1896 г. священник Д. Беляев обратился к епископу с рапор­том о благословении на устройство при Александро-Невской церкви придела в честь святителя Феодосия, Черниговского чудотворца. После получения благо­словения в январе 1900 года был создан строительный комитет. В его состав вошли: генерал-майор (помощник нач. Терской области) С.И. Писарев, горный инженер И.И. Булатов, областной инже­нер В.И. Грозмани, прокурор Владикав­казского окружного суда Н.В. Чичинадзе, присяжный поверенный Ф.И. Тимченко-Ярещенко, частный поверенный М.Н. Ступин, директор Азово-Донского банка В.П. Покровский, д.с.с. С.К. Кривцов и священ­ник Д.И. Беляев.

Комитет выразил желание построить при храме также и церковноприходскую школу, рассчитанную на 400 детей.

Самый первый план перестройки церкви предложил инженер Грозмани, но он был забракован. Также были отклоне­ны планы, представленные инженерами Ковалевым и Лукашевым.

В марте 1905 года произошло отделе­ние Александро-Невской церкви от Вла­дикавказского кафедрального собора. При церкви был образован самостоятельный приход посредством выделения из Со­борного прихода всей его северной части от Московской улицы, включая обе ее стороны и прилегающих к ней улиц Вокзальной, Ро­стовской, Кузнецкой, Сергиевой, Марьин­ской, Мещанской, Лорис-Меликовской (последних двух до Слепцовской улицы).

В начале 1905 года в строительный комитет на рассмотрение был пред­ставлен эскиз гражданского инженера И.В. Рябикина. Проект предусматривал строительство двух приделов: первона­чально одного, а при накоплении необ­ходимых средств – и второго. Затем пла­нировалось разобрать боковые стены и возвести новые, отступив на 8 саженей в каждую сторону. При этом площадь храма увеличивалась до 230 кв. саженей против имеющихся 39 и могла вместить до 3000 молящихся.

На заседании комитета 21 марта 1905 г. эскиз Рябикина был одобрен и передан на утверждение. Но только через 2 года – 20 января 1907 г. – план окончатель­но был утвержден временным генерал-губернатором Терской области и был передан на благословение Преосвящен­ному Гедеону. Но возникшие в комитете разногласия застопорили постройку. Состав строительного ко­митета был изменен – Чичин, Грозмани и Кривцов вышли из его состава. А на их место 29 января 1907 года прихожанами были выбраны действительный статский советник Виноградов, полковник Кособрюхов, над­ворный советник Орлов, Пушнов, Алек­сеев, настоятель церкви священник Топкин и церковный староста Кондратьев. Но вновь возникли разлады и разногласия. На заседании 15 марта 1907 года священник Беляев и староста Кондратьев поддержали проект Рябикина, а другие члены комитета считали, что храм дол­жен быть меньшего размера и что проект Рябикина – это не перестройка храма, а строительство нового.

Поскольку мнения членов стро­итель­ного комитета разошлись, Преосвящен­ный Гедеон 22 августа 1907 года положил резолюцию отложить строительство на более благоприятное время. Через полгода – 28 февраля 1908 – владыка дал благословение на исполнение проекта. Но тут возникли новые препятствия, те­перь уже со стороны военного ведомства: военные считали, что эта церковь как древняя святыня не должна подвергаться перестройке. Командир и общество офи­церов 78-го Навагинского полка решили принять все зависевшие от них меры к тому, чтобы "церковь, созданная трудами и полка, в неизменном виде стояла вечно в честь и славу ее строителей".

С 1889 года при Александро-Невской церкви действовало Общество трезво­сти, возглавляемое священником Димитрием Беляевым. К 1895 году оно насчитывало уже около 6 тысяч трезвенников.

С 10 марта 1905 года псаломщиком Александро-Невской церкви был Михаил Григорьев, в 1906 году – Андрей Гортинский, а с 9 октября на псаломническую должность был определен Иоанн Бело­хвостов.

До 23 февраля 1910 года священни­ком Александро-Невской церкви служил Алексей Никольский, затем его сменил Михаил Попов. Известно также, что в 1913 году диаконом этой церкви являлся Иоанн Стефанов.

С 20 июня 1914 года псаломщиком в Апександро-Невскую церковь был назна­чен Евгений Собинин, а с 1 сентября – Евфимий Васильев.

В 1915 году священниками в Линей­ной церкви служили Михаил Попов и Ди­митрий Беляев, а обязанности диакона- псаломщика исполнял Димитрий Лунев.

После революции 1917 года отно­ше­ние к Церкви и церковнослужителям рез­ко изменилось.

23 февраля 1922 г. вышел Декрет ВЦИК о насильственном изъятии церков­ных ценностей, и уже во второй половине мая из Линейной церкви были изъяты 2 пуда 12 фунтов и 50 золотников цер­ковного золота и серебра – больше, чем из других храмов города.

Духовенство Александро-Невской церкви во главе с протоие­реем Димитрием Беляевым оста­лось верным патриаршей Церкви и не примкнуло к обновленчеству, за что церковь была названа "наиболее антисоветской". Ее община в 1928 г. была закрыта, а в 1932 году разру­шено и само здание храма как "не представлявшее по своей архитек­турной отделке абсолютно никакой исторической ценности, а, наобо­рот, как по своему месторасположе­нию, так и стилю являлось устарев­шим и отжившим".

Материал от разбора церкви был передан для строительства театра.

На кладбище при Александро-Невской церкви были похоронены многие достойные жители Владикав­каза. Так, в 1902 году здесь состоя­лось погребение известной просве­тительницы и благотворительницы Варвары Григорьевны Шредерс. В мае 1906 года у ал­таря церкви в склепе был похоро­нен протоиерей Иоанн Иоаннович Беляев, а год спустя в ограде Ли­нейной церкви нашел место своего упокоения протоиерей Евфимий Лавров, скончавшийся на 83-м году многотрудной жизни.

В 50-е годы XX в. кладбище при Александро-Невской церкви также было уничтожено. На месте храма и кладбища ныне располагается детский парк им. В. Жуковского.

В период с 1932 по 1934 год были разобраны тринадцать церквей. При этом кирпич и другие строительные материалы использовались для ремонта старого жилищного фонда и для строительства нового.

Сквер, располагавшийся с южной и восточной стороны от храма, был назван в честь выдающегося русского поэта Василия Андреевича Жуковского, который являлся главным наставником и руководителем образования наследника престола Александра Николаевича – сына императора Николая I.

В 1902 году Коста Хетагуров поставил вопрос об открытии во Владикавказе гимнастического общества с целью достижения физического развития детей путем рациональной постановки гимнастики. В 1906 году был образован Владикавказский комитет по устройству детских подвижных игр. На площадке городского сада и сквера Жуковского с 1906 года ежедневно в летнее время проводились игры. Дети распределялись на группы по половому и возрастному принципам. Каждая группа имела свою программу, эти игры проводились вплоть до 1917 года.

На протяжении своего существования этот объект несколько раз менял свое название, становясь то сквером, то парком.

Парк культуры и отдыха – культурно-просветительское учреждение, организуемые в городах для массового отдыха трудящихся, культурных развлечений и политико-воспитательных мероприятий. Сквер же – это небольшой общественный сад, обнесенный оградой и засаженный деревьями и цветами.

В сквере Жуковского в разные годы помимо цветников появились скульптуры доктора Айболита и журавля, небольшой фонтан, комната смеха, а в конце 1970-х годов здесь был установлен самолет ТУ-124.

В связи с предстоящей реконструкцией парка Жуковского хотелось бы напомнить, что территория, где прежде находилась Линейная церковь с прилегающим к ней прицерковным кладбищем-погостом, требует к себе особого отношения. Ведь несмотря на то, что церковь разрушена, ангел-хранитель ее, по преданию Церкви, не покидает это место, и, если бы у нас было духовное зрение, то мы могли бы видеть этого плачущего ангела.

У осетин издревле существовал культ поклонения могилам предков. Думаю, поэтому данная территория не может быть ничем застроена.

На мой взгляд, необходимо установить вокруг церковной территории либо невысокую ажурную металлическую ограду, либо низкую живую изгородь, чтобы не попиралось ногами людей и животных это место, посеять газон, посадить по периметру цветы. А в центре нужно установить памятный знак, на котором поместить изображение церкви и краткие сведения о ней.

Автор: Лидия ЖУРАВЛЕВА, краевед

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 928

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика