Событие масштабное не столько по охвату, сколько по содержанию: та самая воспитательная роль образования, которую сегодня возвели в квадрат, ложится дополнительным бременем ответственности на хрупкие плечи классных руководителей. Будет совершенно несправедливо думать, что до того, как глава государства обратил свое пристальное внимание на воспитание в школах, им там не занимались. Просто с течением времени приоритеты сместились. Например, в сторону бумажной отчетности. Но на форуме руководство Минпросвещения РФ им пообещало, что ее станет меньше. Но от слов к делу должны перейти не только в образовательном ведомстве: от самих педагогов тоже ждут решительных действий. Каких?
Их по пунктам прописали в особом документе: меморандуме, который подписали участники Всероссийского форума классных руководителей, "стремясь к развитию и совершенствованию общего образования в Российской Федерации, исходя из национальных воспитательных идеалов и понимая современные мировые вызовы и тенденции". Он был подготовлен Министерством просвещения России совместно с ведущими педагогами разных регионов, рассмотрен и дополнен региональными экспертами и участниками форума.
Да, данный документ не является каким-то серьезным постановлением с юридической точки зрения. Но в то же время – да, он ляжет в основу государственной политики, станет базой для более серьезной работы и обозначит векторы движения. И если в обозримой перспективе он станет фундаментом для развития обозначенных в нем направлений в каждой конкретной российской школе, значит, вся эта кампания по воспитанию личности развернута не зря.
В меморандуме определены и зафиксированы важнейшие аспекты образовательной политики: воспитание полноценной личности; преемственность отечественных педагогических традиций; партнерское взаимодействие классного руководителя с родителями в воспитательной работе; сотрудничество советников директоров школ с классными руководителями; создание инклюзивного пространства в школах; безопасность детей в мире образовательного интернет-пространства; информационные технологии будут только дополнением к традиционной системе обучения школьников.
А найдется ли тезисам из меморандума место в обычной школе? Об этом мы спросили заместителя директора по воспитательной работе СОШ № 2 ст. Архонской Аллу Кузнецову.
"Подобное мероприятие проводилось впервые, и стать участниками форума учителя могли лишь пройдя конкурсный отбор. Наша школа не могла остаться в стороне, и два педагога – классный руководитель 4 класса Наталья Лысоконь и 7 класса Залина Коблова – получили приглашения для заочного участия. Принятый по итогам форума меморандум, хоть и носит название классных руководителей, но в основном посвящен воспитательной работе.
Всего в документе 13 пунктов, в первом из которых подчеркивается, что "воспитание личности – приоритетная задача государственной политики в Российской Федерации, которая реализуется всеми ведомствами и структурами". И здесь говорится о том, что необходимо поддерживать отечественные педагогические традиции, поскольку это основа воспитания. Важно найти разумный баланс: среди молодых учителей популяризировать достижения таких специалистов, как Константин Ушинский, Антон Макаренко, Лев Выготский, и других, при этом их наследие необходимо обогащать современными методами.
Отрадно, что участники мероприятия сошлись во мнении, что воспитание в школе, личностное развитие учащихся – работа всего педколлектива, и в нее должны быть вовлечены и классные руководители, и учителя-предметники. А потому вполне логично, что в меморандум включили и положения о советниках директоров по воспитанию и работе с детскими объединениями. В число их функций входит несколько задач, среди которых развитие ученического самоуправления, помощь в реализации идей и инициатив обучающихся, точечная работа по профилактике негативных явлений в детской и молодежной среде. Чтобы решать перечисленные вопросы, советники должны тесно взаимодействовать с классными руководителями. А классные руководители в свою очередь должны сотрудничать с родителями школьников. Предполагается, что воспитание – единый процесс, который нельзя делить на "воспитание в семье" и "воспитание в школе". Поэтому нужно создать общий подход в этой области. Тут авторы документа отметили необходимость "повышения компетентности родителей". По мнению экспертов, мам и пап нужно побуждать к тому, чтоб они самостоятельно изучали современные материалы о том, как воспитывать детей. Отмечается, что классные руководители вместе с семьями должны помогать школьникам формировать "ценностное отношение" к российским традиционным духовным и социокультурным представлениям, а также к традициям их семей и народов. Помимо этого, нужно пробуждать в детях гордость за свою страну, любовь к Родине. Для этого, в частности, нужно использовать классные часы и различную инфраструктуру – музеи, библиотеки, мемориалы. Вообще, внеурочная деятельность названа в меморандуме "мощным воспитательным резервом".
Меморандум – наглядное доказательство того, что классное руководство выходит на новый уровень. Ведь оно было и остается важным звеном воспитательной работы. Для продуктивного результата нам нужно, объединившись в творческий тандем, помнить о прошлом, думать о будущем и при этом активно работать в настоящем. Ведь наша педагогическая задача – это не выполнить пункты меморандума, а воспитать достойное поколение, а данный документ – лишь как пособие для этого".
С Аллой Кузнецовой сложно не согласиться, равно как и с ее коллегами, которые составляли меморандум, а сейчас на местах приступят к его реализации. Уверена, что каждый педагог разделяет значимость представленных тезисов, но какие внешние факторы подтолкнут наше учительское сообщество к новым переменам? Разумно, что 5000 рублей, выплачиваемые с прошлого года учителям за классное руководство, в наши дни очень сложно назвать стимулом или мотивацией к той, действительно многоступенчатой и кропотливой работе над формирование личности, которую должен выполнять педагог в целом и классный руководитель в частности. Скорее, это небольшое поощрение за тот труд, который от них всегда ждали. А теперь будут ждать еще больше. Оно и понятно: кто, если не они?! Постоянно работающие родители? Популярные блогеры и их подписчики? Или современные исполнители, еще не определившиеся не то, что со своими жизненными ориентирами, но даже со своей гендерной ориентацией?
На учителей во все времена была особая надежда. Сейчас ее особенность выросла многократно: они должны оставаться для детей нравственными ориентирами. И это не популизм с высокой трибуны: вклад наставника поистине бесценен, его сложно измерить денежной доплатой. Остается всяческая поддержка общества и руководства. Сейчас мы видим, что она есть. Возможно, ее станет больше. Главное, чтобы было кого поддерживать: нам сейчас так нужны Учителя.