– Можно сказать, что я старожил этого кинофорума, поскольку первым оказался на нем, еще будучи студентом-дипломником ВГИКа. А потом в разные годы участвовал со своими фильмами в конкурсных программах, становился лауреатом фестиваля. Впоследствии стал принимать участие и в отборочной комиссии, и в работе жюри основного конкурса. В этом году я впервые привез на фестиваль свой вгиковский режиссерский курс. Моя профессиональная жизнь тесно связана с "Россией"…
– Чем лично вам дорог фестиваль, какие воспоминания и чаяния с ним связаны?
– Их было много, сейчас даже трудно все перечислить. Безусловно, это и вручение специального диплома жюри из рук мэтра отечественного кинорежиссера Глеба Панфилова за фильм "Прощай, Асуан", и приз полномочного представителя по правам человека за бесланскую тетралогию, и приз от студии "Центрнаучфильм", и совместная работа в жюри с недавно ушедшим от нас Кириллом Разлоговым, и многие другие моменты. И здесь главное – даже не награды, а атмосфера, с которой очень требовательный екатеринбургский зритель воспринимает твой фильм. Меня, помню, потрясло, когда в финале моей картины "Беслан. Надежда" зал встал и стоя – все время, пока шли титры – аплодировал. Это дорогого стоит…
– Что можете сказать о фильмах этого года и в целом о программе?
– Конечно, этот год, как и предыдущий, для всех нас очень сложный: из-за пандемии реализация многих документальных проектов оказалась под угрозой. У меня самого откладывается завершение нового фильма, поскольку мой герой не может приехать из Брюсселя для съемки большого московского эпизода. Тем не менее в программе было много интересных картин, которые достаточно ярко говорят о нашей сегодняшней жизни. Появились и новые темы, связанные с эпидемией. Это, например, "Пауза в Санкт-Петербурге" Сергея Дебижева или "Третья волна" Константина Селина. Очень серьезной фестивальной картиной, которую мы отметили специальным призом жюри, стал фильм "Призраки. Солдаты забытой войны" Максима Фадеева, посвященный затяжной войне в Донбассе. Безусловным фаворитом стала картина, которой мы единогласно, без споров, отдали главный приз – "Дальний план" Владимира Головнева. Этот фильм, сделанный с высоким профессионализмом, представил несколько историй о том, как кинематограф, пришедший в небольшие города и села России с 2015 года, спасает жителей глубинки от одиночества, оторванности от магистральных путей жизни. Картина подкупила нас эмоциональностью, очень неординарными героями и, наверное, все же надеждой, что возродится культура просмотра фильмов в хороших кинозалах, на больших экранах, а не мобильных телефонах и мониторах компьютеров. Порадовали, кстати, и дебютные картины студентов киновузов. Это прежде всего "Молитва" Даниила Лепешина и "Победа" Владимира Сидорова…
– Вы упомянули о студентах киновузов нашей страны и о том, что в этом году привезли на фестиваль будущих режиссеров из своей вгиковской мастерской. Каков их вклад в нынешний фестиваль?
– Благодаря нашим совместным усилиям с генеральным директором фестиваля Георгием Негашевым и директором кинопрограмм Инной Демежко эта поездка состоялась, и студенты моего 3-го режиссерского курса оказались в Екатеринбурге. Для них эти дни стали и творческой практикой, поскольку у ребят была возможность побывать на премьерных показах фильмов не только российских, но и зарубежных режиссеров в рамках конкурсной и информационной программ, чтобы затем во время вечерних пресс-конференций задать вопросы авторам картин. Своеобразным актерским экзаменом для курса стало приветственное слово на торжественном открытии фестиваля. Как следующее поколение будущих режиссеров – "талантливых, инициативных и движущихся только вперед", мои студенты ярко и живо представили ВГИК, получив высокую оценку от организаторов и гостей фестиваля. 17 октября вместе с ребятами мы представили в Доме кино документальную программу нашего вуза. А на следующий день в Музее военной техники УГМК для студентов механико-технологического техникума "Юность" был проведен специальный показ цикла "Мастер и ученики", в программу которого вошли работы моих студентов: "Фатима", "Фиагдон", "Все в один момент". Это как раз те короткометражные учебные работы, которые ребята снимали весной в Осетии ("СО" писала о том, что Вадим Цаликов привозил в Фиагдон свой курс. – Прим. автора).
– Как отреагировали зрители?
– Очень внимательно, по окончанию просмотра активно задавали вопросы. Приятно, что многие зрители благодаря работам моих студентов открыли для себя нашу прекрасную Осетию. Кстати, и сами ребята с большой теплотой вспоминают эту поездку и мечтают приехать в республику снова…
– Каков, на ваш взгляд, главный посыл фестивалей документального кино, в частности, "России"?
– Убедиться еще раз в том, что документальное кино и сегодня продолжает удивлять, вдохновлять, учит думать. И еще, как отмечали многие гости кинофорума, оно не сдает свои позиции и во многом замещает то глубокое авторское профессиональное начало, которого, к сожалению, лишилось в своем большинстве современное отечественное игровое кино. И, конечно, повторюсь, я рад, что мои студенты, побывав на этом престижном кинофоруме, получили для себя очень важный жизненный и профессиональный опыт, который, я надеюсь, их вдохновит для создания серьезных авторских работ в будущем.