Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Бросок в вечность

[F]Структура организации пространства – важная составляющая визуального искусства, [/F]<br>[F]Или в чем магия величия известного мемориального комплекса[/F]

Любой народ – это в первую очередь люди, представляющие его, – носители культуры, языка, традиций, менталитета и духа данного этноса. Все это осетины называют одним звучным словом – "фарн". Взаимодействие и взаимовлияние различных искусств (градостроительного искусства и архитектуры, архитектуры и инженерного искусства, архитектуры и монументального искусства, архитектуры и музейного искусства), определяющие идеологию творчества, являются одними из актуальных и сложных творческих проблем местного архитектурного цеха.

Сегодня визуальная культура охватывает сферы кино, телевидения, фотографии, живописи, театра, видеоарта, рекламы, дизайна, моды и граффити. Если раньше объяснить "что такое хорошо, а что такое плохо" должен был текст из книжки, то в условиях XXI века ту же задачу может выполнять определенная знаковая модель. Одной из таких знаковых моделей, работающих на повышение визуальной культуры, и является выставка работ местных архитекторов, представленная на проспекте Мира во Владикавказе. Это важное событие в культурной жизни Осетии имеет глубокие корни. Именно из древней религии народа передается та самая "магия", которая обязательно входит в понятие "искусство", в том его суть и роскошь, а потому и правда тоже. Организационные принципы этой выставки мы широко применяли в выставочной деятельности 70-80 годов прошлого века: размещение всей экспозиции под открытым небом, почти по всему проспекту; разделение экспозиционной площади на семантические секции; развитие у граждан способности восприятия зрительных образов, умения их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять и создавать на этой основе индивидуальные художественные образы.

Пётр Порфилович (Прокофьевич) Барбашов (4 февраля 1918, Большой Сюган, Венгеровский район, Новосибирская область – 9 ноября 1942, Гизель, Северная Осетия). Герой Советского Союза, младший сержант, командир отделения 34-го мотострелкового полка НКВД.

9 ноября 1942 г. в 7 км от Орджоникидзе, у села Гизель развернулись тяжёлые бои с немцами. 34-й полк, в котором служил Петр, начал наступление. Однако продвижению советских войск мешали дзоты противника. Командир полка приказал захватить укрепления силами танкового десанта. Разместившись на танкетках, автоматчики пошли в атаку. Машина, на которой находился Петр, уничтожила один дзот, но ещё один, заливавший атакующих свинцом, танкетка достать не могла.

Петр спрыгнул с машины и увлек бойцов за собой. С 25 метров он бросил гранату, и дзот замолчал. Отряд поднялся, но фрицы снова открыли огонь. Первая же очередь прошла по ногам Барбашова. Упав, он продолжал ползти, держа в руке автомат. Второй очередью ударило по руке, выбило оружие. И тогда, собрав силы, Петр поднялся в рост и кинулся грудью на амбразуру дзота, закрыв ее своим телом. Бойцы 34-го полка ринулись вперед и отбросили врага на 30 с лишним километров.

Свой героический подвиг Петр Барбашов совершил пятью месяцами раньше Александра Матросова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года Петру Барбашову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Был похоронен в братской могиле в районе с. Гизель. Памятник Герою открыт 9 мая 1983 года.

Живое воспоминание о том, как это было лет 30-40 назад, вызывает ощущение священного величия людей старшего поколения и в первую очередь ветеранов Великой Отечественной войны. Особая теплота той эпохи ощущалась не только в их надежде, основанной скорее на доверии к участникам любого конкурса, например затянувшегося по времени конкурса по созданию памятника герою Советского Союза Петру Барбашову, но обязательно и на успешное претворение его в жизнь, ко дню Победы 9-го мая 1983 года. Дело в том, что основная концепция мемориала была представлена ценными "идеалами", "критериями", включающими в себя ряд существующих пространственных и архитектурно–планировочных сооружений военно–патриотического назначения (существующие обелиск, дзот и ландшафт местности). Ситуация не простая, времени было в обрез – около 2-х лет, но трепетное отношение к этому делу ветеранов помогло мне в кратчайшие сроки определить масштаб всего мемориального комплекса и затем самого памятника Барбашову. Главное удалось создать образ героя. Чтобы усилить эмоциональную составляющую общего впечатления, памятник максимально приближен к оживленной трассе. Он олицетворяет собой бросок в вечность. При этом необходимо было подготовить 2-метровую насыпь с четким откосом. Совет ветеранов принял и это условие. Проект занял в конкурсе первое место. Члены Совета ветеранов А. Букановский, Х. Цаллагов и В. Прусаков поддержали начинание. И уже после этого под руководством известного скульптора Бориса Тотиева началась совместная трудоемкая работа по переводу 15-сантиметровой фигуры бойца в натуральную величину высотой более 6-ти метров. При этом лепку из глины, затем тот же объем из гипса, Борис и я, как авторы, выполнили сами. Одновременно силами военных велись работы по созданию 2-метровой искусственной насыпи площадью в один гектар, а сварщики завода "Электроцинк" (директор – Н. Ходов) безукоризненно выполняли все подсобные работы. В натуре мощный постамент еще больше подчеркнул выразительность самой фигуры героя в динамичном броске.

В современном обществе роль визуальной культуры сложно переоценить. Если раньше для восприятия архитектурного объекта или монумента человека необходимо было обучить грамоте и связанным с ней культурным нормам, то сегодня учить культуре визуального надо с учетом окружающей среды (именно это делает мой друг Чермен Персаев, который организовал выезд более тысячи детей к месту памятника Петру Барбашову). Думаю, что так должна зарождаться и воплощаться в жизнь идея любого вида искусства. Основная цель – сближение людей, соединение в одном месте богатств города, показ интеллектуальных и производительных сил в техническом применении, что непременно даст правильную оценку её развития. Качество организации самого пространства, архитектуры зданий, монументов зависит от идеологических приоритетов автора, его гражданской позиции, и, на мой взгляд, надо бы произвести ревизию внутренних конструкций памятника Петру Барбашову, которая ни разу по-настоящему не проводилась за все 38 лет.

Автор: Руслан КОЗЫРЕВ, заслуженный архитектор РФ, лауреат Государственной премии им. К.Л. Хетагурова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 730

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика