Лучшая благодарность педагогу за труд – то, что его выпускники стали профессиональными танцорами. Воспитанники "Маленького джигита" работают в таких прославленных коллективах, как "Алан", "Иристон", "Горец", "Вайнах"… Мы пообщались с Таймуразом Дзамболатовичем накануне круглой даты.
– С каким настроением подходите к юбилею?
– Если честно, настроение не очень хорошее, вся планета охвачена болезнью, концерты давать нельзя, а мы если не выступаем, то и стимула работать нет. Хорошо еще, ребята побывали на фестивале Захаровой, после которого коллективу дали 15 путевок в "Артек". Ведь если ребенок не ездит, не показывает своего искусства, то это не дело. Но я думаю, все это пройдет. Конечно, возраст сказывается, но у меня есть надежда, что коллектив будет развиваться, ведь мне помогают супруга, сын и дочка. Она воспитывает ребят так, что с ними не стыдно ездить, они всегда ведут себя достойно. Многое, конечно, забывается, но когда вспоминаешь, сколько пройдено, даже удивляешься. В республике не было такого правительственного концерта, чтобы "Маленький джигит" в нем не участвовал. Всегда волновался, как бы никто не ошибся, особенно, если вдруг накануне пришлось кого-то заменить.
– Кого вы можете назвать своими учителями?
– Школа, которую я прошел, великая… Скажу так: Билар Кабалоев не жалел денег на искусство и приглашал самых ведущих хореографов. Вспомнить хотя бы время, когда мы готовились в 1960-м году. Многое нам дал главный балетмейстер Тбилисского дворца пионеров Рубен Чохонолидзе. Мы занимались по нескольку раз в день. Был у нас и главный балетмейстер воронежского хора Шостак, сильнейший хореограф, ставивший танцы Эсамбаеву. Элеонора Гликурова… Я у всех них учился лучшему.
– А ведь у вас еще и музыкальное образование. Помогало ли это в работе?
– Да, я учился на двух отделениях – хореографическом и духовом, играл на кларнете, а еще меня заинтересовал баян, и в пионерских лагерях я работал баянистом.
– Вы много лет работаете в тандеме с супругой, а где познакомились?
– Моя будущая жена часто бывала во Дворце пионеров, но изначально в Хумалаге познакомился с нею мой отец. Мы с Людмилой Георгиевной – земляки. Встречались, а в 1985 году поженились, теперь и наши дети Алан и Алина помогают нам в работе.
– Что особенно врезалось в память за годы работы в ансамбле?
– Если рассказывать о пути, который прошли, мы за неделю не закончим. Но главное – дважды участвовали в конкурсах Эсамбаева, в "Утренней звезде" на Первом канале: нашими конкурентами в финале были ребята из Карачаево-Черкесии. Помню, как мы выиграли суперфинал. Трижды коллектив выступал в Большом театре в Москве…
– Был ли в вашей жизни переломный момент, когда хотелось все бросить? Как удалось сохранить внутренний огонь и делиться им с детьми?
– Я бы назвал это волной. Нас все время несло куда-то вперед. Это сейчас много детских творческих коллективов, а тогда не было. Я все время стремился к высокому уровню. Как только чувствовал, что кто-то нас догоняет, сразу ставил новый номер. А началось все с того, что перед приездом в Осетию Никиты Сергеевича Хрущева мне было поручено поставить танец. За полмесяца до концерта, до приезда хореографа Чохонолидзе, мне было рекомендовано поставить пионерскую сюиту. Рубен высоко оценил мою работу, дети выступили в Музыкальном театре. Это был первый большой успех ансамбля.
– Какие танцы сегодня в вашем репертуаре?
– Алан все довел до нового уровня. В репертуаре "Маленького джигита" наряду с танцами народов Кавказа есть и болгарский танец, который мы разучили еще много лет назад после поездки в Болгарию. Но всегда стараемся продвигать национальную осетинскую хореографию, используя музыку тех времен… К примеру, "Танец в Заманкуле" – я там часто бывал и видел, как заманкульцы умеют веселиться. Иногда возникали проблемы с сюжетными номерами, в свое время я обратился за помощью в постановке танца "Именины дедушки" к Альбине Баевой, а потом Надя Булыкина помогла его поставить.
– Наверное, главное в вашей работе – любовь к детям…
– Работа с детьми – это болезнь. Я три месяца их не видел во время карантина и думал: "Что это за жизнь?" Без них никакой жизни нет. Конечно, вспоминаются наши поездки, незабываемые встречи с творческими коллективами. И мы всех покоряли своей дисциплиной. Раньше дети были сильнее физически и морально, с нынешними работать сложнее. Но мы продолжаем выполнять главную миссию – воспитывать в них личности, любовь к родному краю, его обычаям и культуре. Ведь, согласитесь, здорово, когда танцуешь на свадьбе или кувде у соседей, не говоря уже о том, что можно блистать на сцене и покорять зрителей по всему миру.