Согласно реконструкции они представляли собой полотнища с двумя окончаниями, обшитыми золотыми бляшками различных геометрических форм. Первое было очень узким, с острыми окончаниями и двумя лентами-завязками у древка. У второго знамени окончания были округлыми, а верхнее – несколько длиннее нижнего.
Для декора знамен и креплений завязками указаны параллели в материалах кургана № 6 хуннского могильника Ноин-Ула (Монголия), что отражало тесные контакты аланов с хуннами еще на востоке Центральной Азии. Находки сопоставляются с изображениями двух знамен на стене Кяфарской гробницы (Карачаево-Черкесия), которую предложено считать захоронением Дорголела, правившего в Алании в XI в. Им, в свою очередь, находят прямые параллели в свадебных и траурных знаменах осетин и иных образцах. Подобные траурные знамена, но прямоугольной формы, усматривают в процарапанных рисунках (граффити) рубежа нашей эры в храме Байты III (Казахстан), которые связывают с комплексом сармато-аланских представлений.
Исследователям известна тесная связь знамени с копьем, включая использование в качестве знамени копья со специальным знаком. В Андреевском кургане (Мордовия) I–II вв., содержащем сарматские материалы, найдена насадка на копье с двумя петлями для крепления небольшого знамени. Ее сопоставляют со втулкой копья, украшенной золотой обкладкой, разноцветными камнями и тамгообразным знаком из подкурганного погребения возле Аджимушкайских каменоломен (Крым) IV в. Такое копье со втулкой могло служить для подвешивания знамени по типу римского vexillum.
Тамгообразный знак на втулке включают в число знаков царей Боспорского царства, имевших алано-сарматское происхождение. В их верхней части полагается схематичное изображение дракона. Также предполагается, что появление на германских наконечниках копий II–III вв. (Западная Украина, Польша, Германия, Норвегия) кроме германских магических знаков и рун, тамгообразных знаков связано с их нанесением в знак побед над алано-сарматами. Видеть эти знаки германцы могли именно на сарматских знаменах, а перенесение их на свои копья считают прообразом ситуации завладения святыней противника – его знаменем.
Но наиболее известными для аланов стали боевые знамена, чьи прототипы также усматривали в разобранных хуннских знаменах – металлическая голова и туловище из ткани – могильника Ноин-Ула. Речь идет о драконообразных штандартах, которые аланы принесли с собой из Центральной Азии. Там их точная копия представлена в Синьцзяне (Китай) еще в раннем Средневековье – "святой воин" в Кирише. Исследователям хорошо известны оригинальные костяные пластины из погребения кургана № 2 Орлата (Узбекистан) с изображением боя пеших и конных воинов. Этническая принадлежность воинов решается по-разному. Обосновывается и гипотеза об аланах. За спиной одного из всадников изображено закрепленное знамя, но без головы дракона.
В целом, по заключению ученых, драконообразные штандарты позаимствованы "северными варварами" из Китая, где образ дракона был тесно связан с образом императора. Одним из древнейших примеров такого заимствования считают изображение на "оленном камне" № 2 Хэрэксурийн дэнж (Монголия). Впоследствии традиция драконообразных штандартов актуализировалась в культурах хуннов и аланов.
Описания аланских знамен, позаимствованных римлянами как минимум к 135/136 гг., сохранил Флавий Арриан. Их голова и тело, сшивавшиеся из разноцветных лоскутов, имели вид змеи. На ветру знамена развевались, приобретая устрашающий вид и издавая свист. Они служили заметными знаками для координации боевых действий. Кроме того, их свист мог служить ориентированию воинов по звуку, а положение тела – ориентиром по ветру для лучников и метателей дротиков. Бронзовая голова дракона как часть штандарта III в. обнаружена в римском военном поселении в Нидербибере (Германия).
Изображения знамен различных типов представлены в граффити склепа кургана на Госпитальной улице в Керчи (Крым). Одно из них сопоставляют с образцами из "Дачи" и Ноин-Улы, другое имеет форму узкого и длинного полотнища с навершием на древке в виде головы дракона. Вопрос об их происхождении остается открытым.
Сарматы-языги и аланы принимали участие в I Маркоманнской войне (167–175 гг.) против Рима. Примечательно, что император Марк Аврелий в приписываемом ему письме сенату отмечал, что враг выставил 74 дракона на пути продвижения римских отрядов. Такие штандарты как трофеи были изображены на монетах Марка Аврелия, выбитых в честь победы над языгами, и среди трофеев на его колонне. На монетах представлены и штандарты прямоугольной формы, подвешенные на древко, типа римского vexillum. Один из них прикреплен к наконечнику копья и украшен диагонально перекрещивающимися линиями. Позднее о vexillum сарматов-лимигантов писал Аммиан Марцеллин.
После своего поражения языги обязались поставить Риму 8 000 всадников. 5 500 из них были направлены в Британию на охрану Адрианова Вала. Их пребывание там наглядно подтверждается, в том числе, рельефом из Честера конца II в. или III в. с изображением всадника, держащего над головой драконообразный штандарт. Полагают, что история сарматов Британии стала источником и для образов драконообразных штандартов в легендах о короле Артуре.
Таким образом, драконообразные штандарты достаточно быстро были позаимствованы от аланов родственными им сарматами. Данное заимствование возможно и в отношении даков. Так, в Карпатском бассейне была обнаружена гравированная золотая пластина, изображавшая змея или дракона и служившая навершием знамени, которое считают штандартом правителя даков Децебала. На арке Траяна изображено вторжение Децебала в 101–102 гг. в Мезию. На ней в руках пешего воина-дака и среди трофеев представлены драконообразные штандарты, но здесь же изображены и всадники роксолан. Предполагают, что сарматы, выступившие на стороне Рима, с такими штандартами изображены на арке Галерия в событиях войны 290-х гг. против персов.
Осетинская этнография не зафиксировала использование драконообразного штандарта. Но, по заключению исследователей, его дериватом могут служить фарны хъил – "шест фарна", украшавшийся разноцветными лентами, а также гъолон лæдзæг – "пестрая палка". Полагают, что традиция разных народов подвешивания разноцветных лент в святых местах, на деревьях восходит к традиции подвешивания шкур животных. Такие ленты считают прообразом современного флага, в том числе государственного символа социального единения и интегрирующей идеи.
Ученые отмечают, что одной из древних форм штандартов были образцы без полотнищ, но с навершиями в форме животных (зооморфные). Другим видом были полотнища, сделанные из шкур животных. Впоследствии на полотнищах стали изображаться сами эти животные. Данные зооморфные образы служили символами единства народа, их тотемами. В них видели воплощения божеств, которые покровительствовали этим народам. С таких позиций следует обратить внимание и на некоторые другие материалы.
В XVI в. в Западной Европе наблюдается всплеск внимания эрудитов к проблемам геральдики. Тогда появляются и сведения (Корнелий Агриппа Неттесгеймский, Франциск Иреникус, Олаф Магнус, Шимон Окольски, Хосе де Авилес и др.) о том, что во время вторжения в Испанию в 409 г. аланы, бургунды и свевы избрали своим военным символом кошку. Данные утверждения перешли во многие работы и словари по геральдике. В издании Клода Парадина 1557 г. было даже приведено такое изображение кошки. Насколько можно судить, сведения восходят к единственному источнику – труду некоего Мефодия. Сам труд и личность его автора до сих пор не проидентифицированы.
Видимо, следует указать, что в европейской традиции аланы нередко относились к германским народам, к которым принадлежали те же бургунды и свевы. Другие источники подтверждают, что кошка была символом именно бургундов, а кошачьи хищники выступали символами различных германских народов. Поэтому аланам, многократно действовавшим в Западной Европе в тесном контакте с германцами, вместе с представлениями об их германском происхождении был частным образом приписан и чужой символ. В трудах христианских авторов падение Рима рассматривалось через призму библейских сведений об апокалипсисе, в которых представлены сатанинские зооморфные образы. Их авторы ассоциировали с варварскими народами, прежде всего с германского происхождения, разрушившими Рим. В таком ключе Диего де Сааверда Фахардо назвал символом правителя аланов крылатую львицу.
Юниус Адриан со ссылкой на Юлия Скалигера отмечал, что аланы на скифском языке означает "собаки", почему на их знаменах и инсигниях изображалась собака. Марко де ла Фрата и Монтальбано называли символом аланов, вторгнувшихся в Испанию, куницу. Надо полагать, что мы имеем дело с трактовками за счет известных значений латинских catta, cattus – кошка, кот, catula – собачка, catulus – котенок, щенок, feles/felis – кошка, куница, хорек. Некоторые исследователи отмечали "аланскую породу" собак, полагаясь на ее геральдические изображения. Но другие ученые категорично отвергают ее существование.
Видимо, к тем же сведениям восходит утверждение Бернарду де Бриту, что на гербе г. Коимбра (бывшая столица Португалии), якобы построенного по приказу Аддака, возглавлявшего вторжение аланов в Испанию и получившего в 411 г. в свое управление Лузитанию, были изображены его символ – лев и символ правителя свевов – дракон. Однако самый первый из известных гербов города 1240 г. вообще не содержал зооморфных изображений. В том же веке появляется новое изображение, просуществовавшее как минимум до 1385 г. На нем фиксируется изображение только змеи. Впервые дракон и лев появляются на изображении 1516 г., чему синхронны соответствующие каменные изображения из самого города. Следовательно, изображение льва на гербе могло возникнуть не ранее конца XIV в., что препятствует рассмотрению его как аланского символа.
На карте 1735 г. грузинского царевича Вахушти Багратиони среди различных владельческих символов представлена и "Овсэтиса" – "(Знамя-герб/-знак) Осетии". На полотнище розового цвета на фоне гор изображен кошачий хищник, обычно идентифицируемый с переднеазиатским леопардом. Только единожды хищник отождествлялся с рысью. Одни исследователи безоговорочно приняли изображение как реальный исторический символ. Другие посчитали, что он отражает взгляд на аланов-осетин со стороны соседей и может быть связан с индивидуальным символом отдельной исторической личности. Вместе с тем предлагалось отражение неких мифологических и числовых символов "восточноиранского культурного круга". К сожалению, собственно аланские материалы кавказского региона раннесредневекового периода остались практически вне научного анализа.
Наконец, в двух славянских источниках XII–XIII вв. – "Части языком" и "Разумник-указ" – утверждается, что символом аланов-ясов был олень. В одной из копий символом ясов названа веверица – пушной зверек (ласка, горностай, белка), которая в действительности символизирует зихов – представителей древнего адыгского мира, с которыми в копии ошибочно и меняются местами ясы. Данная путаница перешла в древнерусский сборник поучительных статей XVI в. "Измарагд". В некоторых копиях ясы поставлены на место германских алеманов, что также сказывается на путанице зооморфных образов – зубр, или на место славянских чехов – белка.
Исследователи, учитывая важную роль образа оленя в мифологии аланов, видели в его символе своего рода национальную эмблему (герб) народа. Обращали внимание на сведения Валерия Флакка, что значком (signum) народа акесинов, обитавшего возле Азовского моря, была лань с золотыми рогами. При этом указывали, что в осетинском эпосе лань связана с божеством Солнца, а у многих ираноязычных народов олень был символом и воплощением солнечного божества, служа и жертвой такому божеству.
Образ оленя действительно многократно представлен в фольклорно-этнографическом наследии осетин, наделяясь солнечными чертами. В нартовском эпосе упоминаются боевые знамена в сказании о войне Ахсартаггата и Бората, но, к сожалению, без их конкретного описания. Однако в рукописях известного знатока и собирателя осетинского фольклорно-этнографического материала
М. К. Гарданти, хранящихся в научном архиве СОИГСИ, указывается, что боевое знамя осетинских нартов представляло собой трехконечное разноцветное полотнище с изображением оленя, между лопатками которого помещена пятиконечная звезда. Данное знамя обозначено им как гъолон гъæдæ – "пестрое древо".