Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Истинный талант всегда опережает время

[B]Сто двадцать пять лет тому назад началась короткая, но насыщенная и бесстрашная жизнь одного из величайших поэтов Осетии И.В. Джанаева (Нигера). В нем неиссякаемая талантливость нашего народа, глубина и мощь его духа, вечно живые стремления нашли себе достойного выразителя. [/B]

Судьбоносный вопрос о месте человеческой личности для Ивана Джанаева стоит в центре всех литературных и общественных проблем. Только в сверхдеянии человеческая жизнь получает свое высшее оправдание и достигает своей гармонии с природой. Мечта – активное зовущее кредо его поэзии. Гармония – великая творческая сила. Таковы основные силуэты нигеровской романтики, которые упорно возвышают глубоко человечные и звездные идеалы поэта. Достижению гармонии служит поэтическая мечта, поэтический идеал человека.

Иван Джанаев родился в селении Сындзысар Алагирского ущелья Северной Осетии. Недалеко отсюда, в 1859 году, родился гениальный Коста Хетагуров. И это многому обязывало начинающего поэта. Мог ли тогда кто-нибудь предположить, что не только Туалгом, но и вся Осетия через четверть века снова будет прославлена уроженцем этих мест. Иван Джанаев рос удивительно чутким, любознательным и впечатлительным. Но никто из односельчан и не догадывался, что он станет классиком осетинский литературы.

Подобно тому, как символ Осетии гора Казбек возвышается над осетинской наклонной равниной, Джанаев-поэт, словно могучая скала, поднялся над безвестностью начала двадцатого века. Его поэтическое кредо – слово в серебряной оправе – вызвало к жизни самое сокровенное в душах людей. Он создал немало произведений, воспевающих радость и красоту родной природы с такой художественной силой, которая после Коста была недоступна ни одному нашему поэту. Его любовная, интимная лирика – в ряду лучших творений национальной поэзии. Однако в понимании И.В. Джанаева поэзия не праздная игра, не словесные выкрутасы, а духовная опора народа. Возможно, поэтому вершиной его творчества стала гражданская лирика. Поэтическое раздумье, издавна существовавшее в устной поэзии осетин, он поднял на качественно новый уровень, достойный профессиональной литературы.

Свойственные народному творчеству рассудочность, дидактика в его произведениях уступили место глубокому раздумью, яркой образности; патетика – спокойному, сильному чувству, найденному в недрах поэтической мысли. И.В. Джанаев обогатил осетинское стихосложение новым содержанием и, следовательно, качественно новыми формами. Традиционное стихосложение он подверг реконструкции, введя ряд новшеств в строфику, ритмику, эвфонию, благозвучие осетинского философского стиха, расширив его смысловые и ритмико-мелодические возможности, открыв новые изобразительные средства. Благодаря этой реформаторской деятельности наша поэзия стала значительно богаче; она смогла точнее, шире, глубже изображать многообразные жизненные явления и передавать тончайшие движения души. К большому сожалению, плотные, упругие, сочные, глубокие по мысли, отточенные по форме стихи поэта почти неведомы русскому и мировому читателю. Существующие переводы являются лишь робкой попыткой, они весьма и весьма далеки от оригинала, в лучшем случае – передают лишь приблизительный смысл. Лирика поэта до настоящего времени еще не нашла своего переводчика.

И.В. Джанаев – лицо историческое в летописи национальной литературы. Уже прошло более 74 лет после его безвременной кончины, но говорить о нем в прошедшем времени невозможно: "Истинный талант всегда опережает время…" Это не тот случай, когда с каждым годом образ поэта уменьшается, а затем и вовсе теряется из виду. Великий наследник Коста не уходил от нас никуда. Сменяются литературные поколения, но, подобно Млечному пути, творения поэта по-прежнему будоражат наш разум и волнуют наши сердца. Народный поэт Осетии (не по званию, а по призванию), как и свойственно подлинным талантам, был весьма скромным человеком, поэтому похвальные слова всегда смущали этого мудрого творца.

Вместе с тем И.В. Джанаев представляет собой целую эпоху в развитии национальной художественной мысли, обозначает новый этап утверждения живого, открытого творческого метода реализма. Поэт прожил всего 50 лет, но оставил богатейшее литературное наследие, которое источает тепло и энергию, служит источником творческих поисков осетинских писателей. Современность И.В. Джанаева заключается в том, что новаторская направленность его творческого почерка еще больше возвысила искусство родного слова. Заслуга стихотворца не только в том, что он ввел в национальную поэзию новые жанры, изменил и обновил канонические размеры осетинского стихосложения. Он пересмотрел и перестроил старый арсенал изобразительных средств. Величие поэта и в том, что поиски нового, стремление к эволюции традиционных художественных форм он связал не только с освоением нового содержания, но и с достижением нового идеала исторического уровня.

Мир человека, его зрелая и духовная жизнь, переживания и потрясения глубоко и правдиво раскрыты, прежде всего, в его лиро-эпических и драматических поэмах "Мулдар", "Гыцци", "Пир у Баделят", "Сатайхан". В них достигнут заметный сдвиг в сторону психологического осмысления правды жизни, обозначивший поворот в художественном осмыслении существующей действительности и окружающего мира. Основы исповедального метода, которые составляли одну из основных черт тогдашней осетинской поэзии, получили новое развитие. Поэма "1955 год" отличается эффектными формами обобщения и типизации, ранее не использованными приемами в раскрытии характеров эпических героев. В этом произведении проявились также черты и свойства интеллектуальной поэзии И.В. Джанаева. А сам автор олицетворял идейную и культурную атмосферу первой половины прошедшего столетия, поэтический идеал своего времени. В пьесе "Коста" он предстает перед нами как драматург-провидец, который на примере жизни и творчества К.Л. Хетагурова сумел своеобразно раскрыть одну из вечных тем мировой литературы – тему бескорыстного служения родному народу.

Индивидуальная точка зрения поэта, его размышления, симпатии, сомнения, личная оценка воспеваемого объекта играют как бы подчиненную роль. Поэтому он и стал классиком осетинской художественной литературы XX века, новатором, открывателем новых путей в поэзии. Национальное поэтическое творчество благодаря ему круто взмыло ввысь, словно орел, который, раз взмахнув могучими крыльями, гордо парит над родиной.

Все его литературное наследие составляют три объемистых тома. Это огромный мир, вместивший в себя многоликий, многогранный духовный облик целого народа. Поэт справедливо считал, что поэзия – это не сладкие грезы, а суровая, горькая правда жизни. В этом выразилась прозорливость поэта-философа, мужество гражданина и честность художника слова. Он страстно мечтал о большом и ярком будущем для своего народа и потому не мог не говорить ему суровую правду прямо в глаза. Идеал поэта – образованный, мыслящий, искренне заботящийся о своем народе гражданин. Конечно, великий поэт понимал, что в условиях той действительности его мечта не могла полностью осуществиться, но он тем не менее сумел подняться на самую высокую ступень передовой общественной мысли своего времени.

Перу И.В. Джанаева принадлежат не только стихи, поэмы и пьесы, отличающиеся большим поэтическим мастерством, стройностью композиции, художественной формы, глубиной и ясностью философской мысли. Он является также виднейшим осетинским литературоведом и фольклористом. Его работы по составлению полного свода нартских сказаний и изданию полного собрания сочинений Коста – ценнейший вклад в национальную филологическую науку. Велики заслуги И.В. Джанаева-Нигера в деле подготовки научно-педагогических кадров для Северной и Южной Осетии. Я горд и счастлив тем, что он является воспитанником нашего университета (тогдашнего СОГПИ). В общей сложности доцентом литфака Иван Джанаев проработал более 10 лет. Помимо родной словесности, он читал курсы лекций по античной литературе и теории литературы. В течение многих лет И.В. Джанаев одновременно с педагогической и литературной деятельностью вел большую научно-исследовательскую работу, возглавляя отдел литературы Северо-Осетинского научно-исследовательского института.

Поэт, прозаик, драматург, литературовед, публицист и переводчик, он до конца жизни занимался решением проблем, которые стояли перед нашей литературой, культурой, историей. Впечатляют также творения поэта в области художественного перевода. Им блестяще переведены произведения мировой и русской литературы, благодаря которым он по праву считается одним из лучших переводчиков на осетинский язык (Марциал, Хайям, Гейне, Крылов, Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Тютчев, Фет, Горький, Гафури). Литературную деятельность Нигер продолжил как последователь Коста. Стремясь возродить его культуру стиха, в значительной мере утраченную, он счел необходимым обратиться к мифологическим мотивам и историческим сюжетам, воссозданию образов современников и легендарных героев древности. Особенно постоянны в стихах поэта персонажи нартовского эпоса, греческих мифов: имена Прометея, Афсати, Гуймана, Сатайхана и др. святых героев составляют своеобразный "пантеон" нигеровской поэзии.

Хетагуровское определение "служение своему народу" было ключевым в джанаевском понимании значения литературы. И потому он, как истинный гуманист, так чутко, тонко, нежно и проникновенно воспевал любовь и счастье, радость и горе, надежду и разочарование – эти вечные спутники человеческой жизни. Самым страшным злом, самым большим преступлением на земле поэт считал произвол, насилие над личностью. Любовь к человеку для Нигера не простодушное мечтание, а обязывающий жизненный принцип. И он по мере сил пытался преградить путь несправедливому отношению к простому народу. Поэт не замыкался в узких национальных вопросах, оставался человечным в самом чистом, высоком смысле этого слова. Гуманизм поэта был органично связан с его политическим и гражданским обликом. И в лирике, и в философской прозе, драме, публицистике он неустанно осуждал, безжалостно высмеивал самодовольных невежд и чиновников. Поэтому И.В. Джанаев стал честью, гордостью и совестью народа. Своими бессмертными творениями он перед всем Кавказом и Россией раскрыл несгибаемую волю, прозорливость, душевную щедрость, богатую поэтическую натуру осетин, в течение многих веков стойко выносивших бесчисленные тяжкие испытания судьбы. Как и его великие предшественники, он в художественной культуре осетинского народа стал "манящей вершиной сердец". В душе народа никогда не погаснет благословенный огонь его творческого наследия.

Автор: Борис ХОЗИЕВ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1427

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика