Распространение христианства среди осетин происходило неравномерно, в разные периоды. В селениях горной Дигории сохранились святыни, которые, по археологическим данным, были построены в средние века. Но из официальных источников широко известно, что только в 1745 году православная миссия во главе с архимандритом Пахомием прибыла в западную часть Осетии – Дигорию и приступила к крещению осетин. Священники были поражены не только номинальной приверженностью осетин Дигории к исламу, но и процветанием здесь укоренившихся, по их мнению, языческих культов. Грузинские миссионеры провели определенную работу, в своих донесениях в Синод особо подчеркивали важность своего нахождения в Дигории. И, справедливости ради, нужно признать, что они заложили серьезный фундамент не только для последующей работы Русской православной церкви среди осетин, но и для установления русско-осетинских взаимоотношений. Правда, впоследствии грузинская православная миссия в Осетии по ряду причин подверглась критике со стороны Синода. Но это тема отдельного разговора. Я же хочу рассказать о православных священниках, добрая память о которых в селах горной Дигории жива и по сей день.
Неоценим вклад в укреплении позиций православной веры в Дигории протоирея Алексия Гатуева. Он родился в 1846 году в с. Вакац, мальчику было шесть лет, когда семья переселилась из Горной Дигории на плоскостную часть, став одними из первых переселенцев селения Вольно-Христиановского (ныне г. Дигора). Алексий с отличием закончил Владикавказское осетинское духовное училище, а затем Тифлисскую духовную семинарию и стал работать учителем в церковно-приходской школе села Салугардан (г. Алагир).
В 1869 году экзархом Грузии – архиепископом Евсевием – Алексий Гатуев был рукоположен в священнический сан. Более двадцати лет отец Алексий служил в салугарданской церкви святого пророка Илии. Приход считался одним из лучших в Осетии. Богослужение в церкви происходило исключительно на осетинском языке.
В 1974 году о. А. Гатуев был назначен и.о. дигорского благочинного, а с 1879 года съездом духовенства избран дигорским благочинным. При его содействии были построены церкви в Махческом, Ново-Урухском и Стур-Дигорском приходах.
Только за два летних месяца 1879 года о. А. Гатуев совершил 33 миссионерские поездки в Дигорское ущелье . Проповеди о. Алексия отличались простотой стиля, образностью и жизненной правдой , доводились до прихожан на родном языке и оказывали на них сильное эмоциональное воздействие.
В 1863 году о. Алексий был награжден орденом св. Анны III степени.
В Стур-Дигорской церкви святого великомученика Георгия Победоносца священником был о. Схиртладзе. У жителей осетинского селения сложились крепкие дружеские отношения с грузинами из приграничных населенных пунктов. Именно в Грузии был отлит церковный колокол весом в 16 пудов, который перевезли через перевал. Кстати, этот колокол и по сей день висит в центре поселения, а здание церкви впоследствии было переоборудовано в сельский клуб.
В старинном Галиате, через который пролегал в средние века Шелковый путь, церковь великомученика Георгия Победоносца была построена в 1859 году. Мне не удалось выяснить имя первого священника этой церкви, но известно, что в январе 1896 года был рукоположен в сан священника Галиатской церкви отец Моисей Коцоев – один из ярких представителей духовной интеллигенции, просветитель, переводчик, публицист. Отец Моисей с большим усердием старался, чтобы любовь к церкви укреплялась, вел огромную воспитательную работу среди взрослых и подрастающего поколения. Моисей Коцоев сделал много полезного для жителей сел Горной Дигории и оставил о себе добрую память.
После о. Моисея Коцоева священником Галиатской церкви стал Николай Цопанов. Начальное образование он получил в Галиате, затем закончил Махческую церковно-приходскую школу и Ардонскую духовную семинарию. Служил дьяконом в церкви, сан священника получил в Казанской духовной академии.
Николай, как и его предшественник, много сил и энергии приложил, чтобы православная вера укреплялась, стремился донести до своих земляков, что религия учит их взаимной любви и доброму труду, призывал осваивать грамоту. И его усилия не пропали даром. Он очень гордился успехами Ивана Габпаева и Ивана Дзилихова, которых он крестил и учил в начальных классах. Иван Гапбаев долгие годы плодотворно работал на руководящих должностях в республиканских органах власти, часто навещал деда. Иван Дзилихов закончил медицинский институт, стал известным хирургом, доцентом медицинского института. Был отмечен за свой труд золотым скальпелем. Надо признать, что подрастающее поколение Уаллаг Кома отличалось особой тягой к знаниям.
Галиатская церковь всегда была полна молящимися. Здесь был прекрасный церковный хор, где солировал Майран Гугалаев. Все это было особо отмечено в отчете представителя Владикавказской епархии, который посетил церкви в селах Горной Дигории. Отец Николай Цопанов за свою просветительскую и миссионерскую деятельность был награжден медалью " Святого Владимира" и золотыми часами от Его Императорского Величества и Святейшего Синода.
Николай Цопанов пользовался большим уважением у местных жителей. Это они отстояли его в период массовых репрессий в 30-годы ХХ столетия от преследований. Священник Цопанов, как его звали все, умер в 1962 году.
В церкви св. Николая Чудотворца в Махческе долгие годы священником служил Лаврентий Церетели. Он также оставил о себе неизгладимую память. Вел большую просветительскую работу, при его непосредственном участии в Махческе была построена школа.
По воспоминаниям старожилов села, о. Лаврентий старался быть примером во всем. У него было много детей, которые были очень послушными, трудолюбивыми, учились на отлично. В доме у него всегда был особый порядок, со вкусом обставлено.
Это он посадил первый фруктовый сад в Махческе. Когда привез с равнины саженцы и на картофельном поле напротив школы начал разбивать сад, многие восприняли это как чудачество, только семья Гецаевых вначале последовала его примеру, но затем и другие. Прошло время, и сад расцвел, а потом начал давать хороший урожай. Сельчане ведь до этого за мешок яблок отдавали два мешка картошки. А сад Церетели впоследствии стал колхозным, жители получали фрукты за трудодни. Из того сада и сегодня несколько деревьев дают плоды.
Лаврентий Церетели прекрасно владел осетинским языком, знал местные обычаи и традиции, чтил их. Он боролся против вредных обычаев, радел за здоровый образ жизни, призывал не злоупотреблять спиртными напитками. До сих пор в селах горной полосы вспоминают такой случай. Лаврентий привел своего коня к роднику, тот выпил и отвернулся. Хозяин призвал коня еще выпить, но тот не реагировал. И тогда о. Лаврентий обратился к окружающим: "Смотрите, даже конь знает меру и не пьет больше, чем надо, а мы начинаем приставать друг к другу: выпей, выпей!"
Лаврентий Церетели умер в 1924 году и был похоронен во дворе церкви.
Надеюсь, что эти воспоминания, услышанные мной от старших, помогут молодежи лучше узнать о нашем прошлом, о людях, которые несли свет веры и просвещения в самые отдаленные горные селения.