[B] "Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет – одно сплошное телевидение", – так 42 года назад рассуждал Рудольф, герой культовой, оскароносной картины Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". Сейчас говорят, что и телевидения не будет – один сплошной Интернет.[/B]
Независимо от предопределяемого объекта, будь то телевизор или глобальная сеть, прогноз вырезает из нашего будущего значительную часть культуры; той самой культуры, в которой имеют место утренний ритуал прочтения свежей газеты за чашечкой кофе (или чая – как вам угодно), печатные книжные издания, которые так приятно держать в руках, и незаменимые походы в театр, кино, музей, где зритель ведет прямой диалог с автором произведения искусства.
Время идет вперед. Достижения технического прогресса открыты практически для всех. Это многомиллионные экземпляры мировой литературы в электронных библиотеках и сокращение рабочего персонала в настоящих; это доступные стриминговые сервисы для просмотра любого фильма и паразитизм цифрового пиратства; это "золотой век" интернет СМИ и "вымирание" газетных изданий...
Последний вопрос представляет для нас особый интерес. Редакция "СО" не раз и не два освещала проблему исчезновения газетных киосков, которая отражает общероссийскую тенденцию. Перечислять ее причины можно долго, да и зачем это нужно? Мы остановимся всего лишь на одной: газетные издания теряют ценность в глазах потребителя. Этим аргументом оперирует каждый, кому не лень. Однако он несправедлив, и об этом говорит горячее, неугасающее негодование наших читателей, которые не могут приобрести свежий номер газеты в привычных им местах.
Киосков по продаже печатной продукции действительно стало меньше, но они не исчезли. Так, любой желающий может купить газету по следующим адресам: пр. Коста, 21; 255; ул. Ген. Плиева, 5; ул. Николаева, 25; ул. Чкалова, 6; ул. Гугкаева, 28; ул. Владикавказская, 25; ул. Владикавказская, 30-в (около магазина "Тандем"); ул. Барбашова, 46; ул. Чапаева, 21; пр. Доватора, 11; пр. Доватора (остановка общественного транспорта на ул. Первомайской); ул. Джанаева, 53 (ТЦ "Бегемот").
Кроме того, свежий номер "Северной Осетии" можно приобрести под заказ в отделениях №№3, 7, 8, 19, 21, 26, 31, 35, 40, 43, 48 "Почты России".
"Конечно, продажи печатных изданий в киосках заметно упали. Но мы продолжаем работать ради тех читателей, для которых газета – это нечто большее, чем просто сводка новостей, – рассказал Александр Зурабов, руководитель одной из организаций, занимающихся реализацией продажи печатной продукции в киосках г. Владикавказа. – У нас дома есть и телевидение, и Интернет, но мама, не поверите, все равно расстраивается, если я не принесу ей свежий номер "СО". Ну как это объяснить?".
При этом Александр отмечает, что в нынешнее время киоски вынуждены "выживать", чтобы поддержать продажу печатных изданий и не уйти в убыток. Теперь на прилавках можно найти не только свежий номер газеты, но и кофе, сладости, безалкогольные напитки и сувениры. Прекращение реализации печатной продукции, несмотря на снижение спроса, не планируется: "Это часть нашей культуры".
Можно долго рассуждать о расцвете мультимедийной журналистики, но говорить о декадансе печатных СМИ еще очень рано. Газета – это не просто чтение новостей; это своеобразный ритуал, образ и стиль жизни, который не получится просто так перекинуть в разряд историзмов, как бы нынешние "модернисты" не старались. Ведь в нашем тылу вековая история, доверие и выбор читателей.
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.