Одним из первых весомых инфоповодов, когда в СМИ упомянули имя Мальвины, стала ее победа в IX всероссийском конкурсе журналистских работ "В фокусе – детство". Этот диплом отправился в копилку к другим наградам, которые в этом году помогли ей стать участницей одной из смен в образовательном центре "Сириус" (г. Сочи) по направлению "Литературное творчество".
"На слуху все больше такие детские лагеря и центры, как "Орленок", "Артек" или "Океан". А "Сириус" отличается и своей концепцией, и методом отбора: туда попасть гораздо сложнее, – рассказывает ученица 11 класса автономной некоммерческой общеобразовательной организации "Институт цивилизации" Мальвина Кабалоева. Для того, чтобы оказаться в рейтинге тех ребят, кто получает приглашение в Сочи, школьникам нужно быть активными и деятельными: баллы суммируются за победы в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях. – Помимо дипломов, я приложила еще и свои публикации на молодежном мультивидеопортале "Юнпресс".
В числе достижений, за которые свою путевку Мальвина получила вполне заслуженно, – победа на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе 2020-2021 и приз на олимпиаде "Высшая проба" по журналистике.
"Олимпиады – это ключ к поступлению, они открывают дорогу в различные лагеря и на форумы. Конечно, олимпиадное сообщество довольно большое, особенно то, с которым я познакомилась в "Сириусе", но в нашем регионе им уделяется относительно мало внимания – сами школьники не особо активно участвуют, хотя это хорошие возможности. Как минимум, прибавляется уверенности в своих знаниях", – Мальвина из тех удивительно осознанных подростков, которая понимает, что истинная ценность любой площадки: будь то школа, конкурс или семинары – это те новые знания и навыки, которые ты там обретаешь. Это фундамент, на котором потом ты можешь строить все, что хочется – хоть дворец, хоть многоэтажный дом. А потому поездка в "Сириус" для нее стала не просто интересным приключением, а еще одним кирпичиком для собственного роста и становления.
"Самое запоминающееся в "Сириусе" – атмосфера: такую я нигде не встречала, хотя была в том же "Артеке". Каждый, кто оказывается в этом центре, приезжает туда абсолютно заслуженно: у ребят очень много достижений, и приятно осознавать, что я точно такая же, и кто-то обо мне думает так же. Ты знакомишься с людьми, которые тебя заряжают, и ты возвращаешься домой и хочешь еще больше чего-то сделать, чему-то научиться, – говорит школьница, которая нашла для себя ребят, разделяющих с ней ее круг интересов – журналистику и литературу. – В "Сириусе" приходит понимание того, что где-то всегда есть человек, который лучше тебя, и это подстегивает двигаться вперед, развиваться. Это непередаваемое чувство – находиться в окружении людей, которые делают тебя лучше, и ты точно также оказываешь на них влияние".
К увлечению литературой Мальвина Кабалоева пришла через свою детскую мечту: она понимала, что для поступления на факультет журналистики ей нужно хорошее знание литературы. Начала заниматься ею и… влюбилась. И эта любовь вдохновляет ее и изучать иностранный язык, и пробовать свое перо, и, конечно же, читать.
"Я – живой человек, и предпочтения меняются от возраста, настроения, мироощущения, поэтому сложно выделить только одного любимого автора или конкретное произведение, – рассуждает Мальвина. – Она считает, что гораздо уместнее говорить о том, что из последнего прочитанного произвело на нее наиболее сильное впечатление. – Мемуары Ирины Одоевцевой "На берегах Невы". Это как будто разговор с "серебряным веком", с литературой, и она такая живая, и ты ее чувствуешь, и это очень интересно. У нее есть еще вторые мемуары – "На берегах Сены". Но если уж говорить о писателях, то это Лев Толстой, чья философия мне импонирует".
Возможно, именно эта, овеянная юношеским романтизмом, но вполне осознанная любовь к литературе и правит сейчас желаниями школьницы выбрать для себя профиль литературоведения в будущем.
"Интересов у меня много. В "Сириусе" научилась заниматься графическим дизайном, работать с сайтами, это технические навыки, и они мне нравятся. Но все это было тоже так или иначе связано с литературой. Я выбираю профессию журналиста, но не думаю, что выберу традиционные СМИ – телевидение, печать или радио. Хотя сейчас мне было бы интересно попробовать себя именно на радио. И впереди много интересных олимпиад по журналистике, в которых я планирую участвовать, но все упирается в литературу – это моя абсолютная любовь. Поэтому, может быть, рано или поздно приду к работе журналиста в сфере культуры, но в разных формах. Признаться, я не люблю загадывать: если заниматься чем-то, то здесь и сейчас".
У Мальвины ясный ум и весьма зрелые мысли, которым, быть может, и не хватает житейского опыта, но он с лихвой восполняется мудростью из книг. Причем не вырванными из контекста цитатами, а переосмысленными и принятыми к исполнению наблюдениями и выводами. С такой же осознанностью школьница подходит к ЕГЭ, который воспринимается ею лишь как очередной этап проверки себя.
"Наверное, у меня нет страха перед единым госэкзаменом, потому что я в принципе всегда хорошо училась, и сам процесс обучения мне нравится. Тем более, что в 9 классе я уже определилась с предметами по выбору –очень благодарна себе за это решение. Если бы тогда не подумала о том, что мне надо готовиться к литературе и нарабатывать базу, то не было бы многих моих достижений и взглядов. Наверняка, часть такой легкости в отношении к экзаменам связана и с тем, что я точно знала, кем хочу стать. А потому сразу выбрала для себя литературу и английский язык. И хоть мы в силу изменений в итоговой аттестации из-за пандемии и не сдавали эти экзамены в 9 классе, я-то к ним все равно готовилась. И к 11 классу у меня уже объективно хорошие знания, – делится выпускница. – По литературе готовлюсь самостоятельно. Плюс подготовка к ЕГЭ в школе – здесь я получила толчок к тому, чтобы уметь думать и анализировать то, что написано в книгах. За это большое спасибо моему педагогу Фатиме Георгиевне Рамоновой! И я действительно в последнее время все, что происходит вокруг, всю реальную жизнь связываю с литературой, и мне кажется, что у меня заметно поменялся образ мышления".
Мальвина Кабалоева уверена, что успех на ЕГЭ заключается в подготовке, которую уж точно не стоит откладывать на последнюю четверть 11 класса: "Самое главное в ЕГЭ – это дисциплина. Даже не мотивация, которой зачастую хватает недели на две. Важнее регулярность и постоянство: ты можешь работать даже не очень усердно, но каждый день. Все возможно, главное – не лениться. Я в этом еще раз убедилась, пообщавшись с ребятами в "Сириусе". Пока ты сейчас сидишь и ничего не делаешь, кто-то учит китайский язык, знает английский на уровне носителя, еще и литературой занимается, и математикой увлекается… Об этом нельзя забывать, надо постоянно развиваться. ЕГЭ – это не так страшно, правда. Главное, выбрать то, что приносит тебе удовольствие, как я выбрала литературу".
Осознанность, основанная на выборе сердца – это идеально, не так ли? К этому сложно прийти, когда тебе 15–17 лет, и ты не уверен, что хочешь пойти по одной из тех дорог, которые перед тобой открыты, а страх проложить собственную – еще больше. Но такие подростки, как Мальвина Кабалоева, не могут не вдохновлять. И доказывать, что усердие всегда вознаграждается.
"Мне бы хотелось посоветовать школьникам, чтобы они не упускали возможности: их очень много, нужно только найти свои. Я, например, иногда жалею, что не все успела попробовать, не везде поучаствовать, не съездила в "Орленок", хотя хотела бы, – обращается к своему поколению выпускница. – Подходите ответственно ко всему, постоянно совершенствуйтесь. Очень важно быть в окружении, в котором тебе хотелось бы развиваться, идти вперед. Я желаю удачи найти каждому свою стезю, которая бы всю жизнь зажигала в сердце искру. Найти дело, от которого бы получал удовольствие, и куда хотелось возвращаться каждый день. Я так и хочу жить!"