Когда в 11:23 на пульт оперативного дежурного Управления МЧС по РСО–А поступил сигнал о пожаре в школе, на место незамедлительно было направлено девять единиц техники, 48 человек, восемь звеньев газодымозащитной службы. Одновременно с ними выехали три бригады скорой помощи и правоохранители. Но чтобы в середине рабочего дня пробиться сквозь городские автомобильные пробки, преодолев несколько километров пути, пожарным расчетам и специальным службам требовались считанные, но драгоценные минуты.
Тем временем к зданию уже бежали, увидев поваливший дым, жители близлежащих домов, родители учащихся, соседи, прохожие. Вместе с ними бросились на помощь рабочие с ремонтируемого неподалеку объекта, схватив строительные лестницы и начав помогать с эвакуацией. Два экипажа Росгвардии, находившиеся совсем рядом, прибыли мгновенно: сотрудники, не обеспеченные специальными средствами защиты, не думая о себе, вбежали в задымленную школу, туда, где было уже попросту нечем дышать, практически вслепую, задыхаясь, шли на помощь детям. К ним присоединялись и родители учащихся.
Очаг возгорания по умыслу преступника был в левом крыле здания, в котором располагалась именно начальная школа. Более того, была подожжена площадь в десять квадратных метров у самой лестницы первого этажа, у самого запасного выхода, что сделало невозможным его использование.
Но главной опасностью стал едкий, опасный для жизни дым. Еще предстоит выяснить, что именно, предварительно подготовив, поджег злоумышленник, но от высокой температуры стали плавиться и две пластиковые двери, находящиеся возле эпицентра пожара, опасным черным смогом в считанные минуты заволокло сначала лестничные марши, затем все коридоры левого крыла здания, а затем и центральный вход.
Учащиеся младшей школы и их учителя оказались заблокированы в кабинетах. И если выход через окна первого этажа, представляя совсем небезопасную для малышей, но все же с помощью взрослых выполнимую задачу, то на втором и третьем этажах дети и их педагоги испытывали сильнейший стресс.
Учителя наглухо закрыли двери, заткнули тряпками и одеждой щели под ними, открыли окна и, смочив водой платки, полотенца, элементы одежды раздали детям, чтобы те дышали через них. Современные средства коммуникации позволяли координировать действия и между собой, и с руководством. Опытные и совсем молодые наставники проявили себя очень достойно, успокаивая детишек, отвлекая, поддерживая.
Но на помощь уже начали прибывать пожарные расчеты, профессионалы с ходу приступили к спасению людей: в то время, как одни огнеборцы и спасатели входили в здание, начав бороться с огнем и пробиваться по задымленным коридорам к классам с детьми, другие с фасадной стороны по лестницам взбирались вверх, к окнам верхних этажей, начав аккуратно, даже трепетно, но при этом оперативно эвакуировать детей и взрослых.
Всего было эвакуировано более 500 школьников и четыре десятка учителей, из них более 150 человек не могли выйти сами и были эвакуированы через окна. Каждое движение спасателей было выверено, в этих тяжелых эмоциональных условиях травм не получил ни один ребенок или взрослый. Физических травм.
Но какой психологический удар приняли на себя маленькие ученики?! Школа, место знаний и добра, вдруг стала для них представлять смертельную угрозу. Что испытали учителя, осознавая ответственность за десятки заплаканных, сжавшихся от страха детей, да и за свои жизни, ведь и их самих дома ждут дети? Что испытали родители, видя своих детей в задымленных окнах и не в силах лично помочь?..
Для Осетии, пережившей Беслан, чрезвычайная ситуация со школой всколыхнула незаживающую рану, стала стрессом не только для детей, коллектива, родителей загоревшейся школы, но и для многих жителей республики. У всех на памяти и трагедия в Кемерове, в торговом центре "Зимняя вишня", где, как нам всем казалось, должны были успеть спасти, но по трагическому стечению обстоятельств не успели.
Вопросы противопожарной безопасности и антитеррора всегда очень тесно взаимосвязаны. Они являются важнейшими, ключевыми для учебных заведений всех уровней. Но нам нельзя забывать и том, что в них работают люди, компетенции которых находятся в области образования, а не безопасности. Конечно, они будут стараться выполнять все инструкции и предписания, но они не смогут объять всего их объема.
В то же время сотрудники специальных надзорных органов, служб и силовых структур, которые участвуют в подготовке и контроле учебных заведений, несут высокую ответственность, но не могут находиться там постоянно. Их предписания и указания должны выполнять все те же работники учебных заведений в меру своих возможностей. Такова объективная реальность.
И здесь, на мой взгляд, важнейшей является роль родительского сообщества. Родителям надлежит ответственнее работать с коллективами школ, которые не всегда успевают увидеть какую-то проблему или ее остроту: замыливается глаз, недостаточно специальных компетенций, да и попросту завалены они отчетами, слишком много текущих нагрузок.
Вот у меня на столе лежит документ на более, чем 50 страниц нарушений, выявленных в ходе проверок одной из общеобразовательных школ нашей республики, и вновь не считаю необходимым называть ее номер, т.к. все это может быть и где-то еще. Потихоньку устраняются проблемы, хотя и со сложностями, но зачастую именно сообща, ведь одними обвинениями и ожиданиями, увы, всего не решить.
Все эти недочеты были выявлены мной совершенно случайно, когда я, не входивший в родительские комитеты и приходивший в школу разве что изредка на праздники, постоять во дворе, вник в происходящее. И сегодня могу сказать, что состояние той или иной школы не всегда зависит от коллектива по целому ряду причин. Тех самых причин, изложенных выше.
Поэтому родительскому сообществу необходимо активнее участвовать в жизни школ, выйти за пределы обсуждения темы приобретения занавесей и люстр. Скажу больше, отцам, дедушкам, дядям, братьям – мужчинам необходимо активнее участвовать, это одна из серьезнейших потребностей современной школы. Ведь женщины и мужчины видят многое по-разному, и именно это дает возможность сформировать объективную картину ситуации. А уж тем более гражданским женщинам, которые на 99% представлены и со стороны учителей, и со стороны родителей. Помощь со стороны людей, разбирающихся в тех же вопросах обеспечения безопасности, лишней не будет никогда, тем более, если дело касается детей. Ведь для этого в каждой школе, но зачастую формально, существуют различные комиссии, в которые входят родители. Но совершенно невзирая на то, входите ли в комиссии или родительские комитеты, в штатном ежедневном режиме совместно с коллективом школы участвуйте, анализируйте и по возможности устраняйте все недостатки спокойно, чтобы эти упущения не приводили к инцидентам.
Да, мы отправляем детей в школу, и там за них отвечают. Но не будем забывать о переполненных классах, о безразмерных нагрузках на учителей, о временах, в которые живем. А главное, что по всем законам, да и без них, именно мы, родители, первые, кто и права, и обязанности, и ответственность несем, ведь это наши дети, не чьи-то, даже если весь мир от этой ответственности откажется. И очень важно стараться вникать в сферу, где дети проводят существенную часть жизни. К школьному укладу, к обстановке, атмосфере необходимо подходить без мыслей о том, что это у кого-то другого в обязанностях, да и попросту неудобно вопросы задавать, неудобно настаивать. Нет, неудобно детей на пожарных лестницах с 3 этажа эвакуировать! Вот это действительно неудобно.
А по пожару в школе сейчас идет следствие. Важно сейчас разобрать действия должностных лиц, учесть недостатки в работе, если они были, довести до министерств и ведомств не только в виде рекомендаций, но с проведением практических семинаров.