Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

"Поэтесса дирижерской палочки"

[B]5 декабря исполнилось 105 лет со дня рождения нашей землячки – гениального дирижера В. Б. Дударовой. Она внесла столько новшеств в музыкальную жизнь всего мира, оставила после себя такой добрый след в душах, сердцах, судьбах тех, которые были ее верными слушателями, поклонниками, воспитанниками, учениками. О Веронике Борисовне, более шестидесяти лет стоявшей за дирижерским пультом, еще при ее жизни было снято немало фильмов, в том числе Ирины Венжер – "Интервью Вероники Дударовой" (1969 г.), Альберта Бзарова – "Одержимость" (1981 г.), Кристины Удофсон – "Дирижеры" (1984 г.)[/B]

Еще одна лента режиссера Аслана Галазова произвела на меня неизгладимое впечатление. Документальный фильм "Вероника Дударова" из цикла "Лица Кавказа"...

Помню, я была сражена, покорена, душу и сердце переполняла гордость за своего ученика. Он сумел! Он сделал! Без всякого шаблона, без пышных фраз, без малейшего намека на назойливую, назидательную риторику. Он попытался заглянуть в самую суть не только души человека, о котором ставил свой фильм, а в суть великого дирижерского творчества, кажущегося почти всем (так мне всегда думалось!) вообще непостижимым.

Конечно, Аслан хорошо понимал, что снимать картину о дирижере – все равно что пытаться раскрыть тайну творчества. Но в том-то и загвоздка, что к этому можно приблизиться, но познать саму тайну до конца никому, наверное, не дано.

Вероника Борисовна Дударова... Звезда мировой величины. Гордость отечественного музыкального искусства. Гордость России. Гордость Осетии. Поставить фильм о ней, тогда еще здравствовавшем музыканте (это было в 2005 году), было непросто. Нет, в таланте Аслана Галазова я никогда не сомневалась. Неординарное мышление, самостоятельность суждений, умение без давления и надрыва отстаивать свои убеждения, если нужно, даже признавать собственные ошибки – все это в нем с детства, с ранней юности – с поры, которая прошла перед глазами у меня, классного руководителя. Но это, скорее, его человеческие качества. А каков он как режиссер?

В фильме Аслана, пожалуй, три героя: сама Вероника Борисовна – первая в СССР женщина-дирижер; ее удивительные музыканты – великие труженики, чаще всего остающиеся для большинства слушателей безымянными, а для Дударовой это люди, без которых она вообще не представляла свое назначение; и, конечно же, гениальная музыка, рожденная совместным трудом композитора, исполнителей и их руководителя. Автор фильма убеждает нас: этот тройственный союз бывает плодотворным лишь тогда, когда в нем царят взаимопонимание, взаимоуважение и по-настоящему строгая дисциплина. Без всего этого, как была уверена и сама Вероника Борисовна, никогда не рождается ни один шедевр. А в том, что к людям надо идти именно с высоким искусством, Дударова была абсолютно убеждена и старалась работать так, чтобы получился тот искренний, слаженный, построенный на полнейшей гармонии союз дирижера с оркестром, благодаря которому и появляется ожидаемое – великая музыка.

Родилась Вероника Борисовна Дударова в 1916 году в Баку, в осетинской семье. С 5 лет обучалась игре на фортепиано в детской музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории. Любовь к дирижерскому искусству, как говорила сама Дударова, привил ей венгерский дирижер Стефан Штрассер, который приезжал в Баку на симфонические сезоны.

В начале 1930-х отец Вероники Дударовой был репрессирован. В 1933-м она с матерью переехала в Ленинград. В 1933−1937 годах училась в музыкальном училище при Ленинградской консерватории (ныне – Санкт-Петербургский музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова) по классу фортепиано у Павла Серебрякова.

В 1937 году переехала в Москву. Выступала как пианист-концертмейстер. В то же время училась у пианиста Бориса Берлина на подготовительном отделении Московской консерватории. Через год поступила на дирижерский факультет Московской консерватории и стала ученицей Лео Гинзбурга, затем занималась у Николая Аносова.

С 1944 года Вероника Борисовна работала дирижером Центрального детского театра в Москве, в 1945−1946 годах − дирижером-ассистентом Оперной студии при Московской консерватории. В 1959–1960 годах она – заведующая кафедрой оркестрового дирижирования Института культуры, преподавала по классу оперно-симфонического дирижирования музыкального училища им. Октябрьской революции. С 1960 по 1989 была главным дирижером и художественным руководителем Московского государственного академического симфонического оркестра.

В 1960 году в рамках Декады литературы и искусства Северо-Осетинской АССР в Москве дирижировала оперой Христофора Плиева "Коста" в Большом театре СССР. За годы управления оркестром исполнила и записала огромное количество произведений разных репертуаров от музыки барокко до современной симфонической.

Дирижер много гастролировала. Она была с концертами в Чехословакии, Польше, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Японии, Иране, Турции, Испании, Швеции, Норвегии, Мексике, Венесуэле, Панаме, Колумбии, Перу, на Кубе.

С 1991 по 2009 год Вероника Борисовна была художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра России. В 2009 году, после ее смерти, коллектив объединился с Российским национальным оркестром.

Вероники Борисовны не стало 15 января 2009 года. Она похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.

Что необычного в этом фильме? Пожалуй, то удивительно чуткое, уважительное отношение дирижера к оркестру, умение улавливать старание каждого музыканта влиться в общую струю, безошибочно исполнять свою партию, терпение руководителя, его умение понять каждого, кто находится рядом. Вероника Борисовна умела заниматься не только с целым коллективом, но и с отдельными исполнителями. И таким репетициям она уделяла очень большое внимание. Музыканты ценили это, видели полную отдачу своего наставника. Возможно, именно данный факт делал работы Дударовой еще более совершенными.

Альтистка Ольга Непомнящая, проработавшая в оркестре пять лет, назвала годы работы с Вероникой Борисовной – "Мои университеты". "Счастливым случаем стало то, – говорит Ольга Непомнящая, – что моим первым дирижером оказалась Вероника Борисовна Дударова. К ней у меня особое отношение. Ее оркестр был первым коллективом, в котором я работала и в котором постигала основы оркестрового исполнительства. Вероника Борисовна – музыкант чуткий, тонкий, вдумчивый, всегда прекрасно знающий материал, умеющий донести свое слышание партитуры, убедить в правильности своей концепции. Не знаю, насколько удачно сложилась бы моя профессиональная жизнь, если бы не доброжелательность Вероники Борисовны, не ее внимание, не ее постоянное желание помочь. Опыт работы с такого уровня дирижером просто бесценен". Аслан Галазов – режиссер фильма – сумел показать, как всем своим обликом Вероника Борисовна влияет на музыкантов. Аккуратность в поведении, широчайший круг интересов, яркий темперамент, высочайший интеллект, интуиция, элегантность – все это магически воздействует на оркестр.

Меня поразило то, как тонко, бережно, чутко отнесся Аслан к самому процессу творчества Вероники Борисовны, которая, обладая абсолютным музыкальным слухом, неизменно хранила в своей уникальнейшей памяти всю партитуру любого самого сложного произведения, прекрасно помня буквально каждый штрих партии любого из инструментов, безошибочно и вовремя указывая очередному исполнителю на его вступление в общий ансамбль или соло.

И все же как, с чего начиналась работа над кинолентой? Это было в 2000 году. Только что закончились "лихие 90-е"... Назойливое, оскорбительное определение "лица кавказской национальности" все еще активно жило, оно не могло больно не задевать наших земляков. Тогда-то и было решено основать общественный фонд "Мир Кавказа". Цель была исключительно благородная – дать окружающим возможность посмотреть на эти "лица" поближе, показать их в истинном свете, рассказать о людях, добившихся настоящего признания в какой-то из областей искусства.

Сказать о том, что режиссер охотно работал над своей картиной – все равно что ничего не сказать... Он трудился с таким энтузиазмом, с таким желанием прикоснуться к этому великолепному материалу, к неординарной ЛИЧНОСТИ, к большой музыке. И ожидания сбылись. Да, Вероника Борисовна поразила Аслана так же, как поражала всех, кто ее знал. До совместного труда они уже были знакомы. Но это такие разные вещи – человек в быту и тот же человек в работе. Аслан хорошо понимал свою задачу – снять то, что обычно остается за кадром – воплощение дирижерского замысла, то есть все, что происходит от рождения робкой схемы до блестящего оркестрового исполнения. И еще ему хотелось, чтобы в фильме звучала речь самой героини. Но документальное кино – вещь строгая и неумолимая. Есть определенные временные рамки, и нужно хоть кровь из носу непременно в них уложиться. И Галазов сделал все, как позже определила сама Вероника Борисовна, по высшему разряду. Его верные помощники – операторы Анна Заблудовская и Александр Долгин, внимательно прислушавшиеся к его доброжелательным советам, тоже выполнили свою работу на отлично, сумели снять саму героиню так естественно и правдиво, так раскованно и разносторонне! Вот Вероника Борисовна, казалось бы, уже немолодая, но по-прежнему умеющая побеждать любые сложности, на репетиции... За плечами такая нелегкая жизнь: потери близких, непростые поиски своего места в музыке, труднейшая, изнурительная работа с исполнителями разных оркестров мира (приходилось много гастролировать...), сотни сложнейших партитур, наконец, создание своего коллектива... Да, все это было в ее большой жизни. И, к великому счастью, до конца осталось самое главное – стоило ей занять дирижерское место, как улетучивались все другие проблемы, и сохранялось только одно, во имя чего она и жила – Музыка, Музыка, Музыка... Такие непохожие композиторы – зарубежные и отечественные, классики и современники... их десятки, нет, сотни... И ведь у каждого свое лицо, свое видение мира, свой почерк... И в оркестре такие разные люди – от вчерашних выпускников консерватории, занимаясь с которыми, она никогда не жалела ни времени, ни сил, до маститых ветеранов – подлинных тружеников, многие из которых благодаря счастливой встрече с ней, великой Вероникой, стали выдающимися профессионалами, объехали мир, покоряя искусством и мастерством, виртуозностью исполнения большие сцены мира. Вот что о своих музыкантах рассказывала сама Вероника Борисовна: "Сейчас суровая жизнь для многих оркестров. Люди уезжают... Происходит постоянная смена кадров, что не идет на пользу музыке, потому что ансамбль создается годами.

Прежде на место приходили десятки людей, а сейчас понятие "конкурс" совершенно девальвировано. Многие музыканты, служа в штате какого-нибудь оркестра, работают из-за денег еще в 2–3 местах, истощая себя ужасным образом. И никому до этого нет дела.

Мне кажется, что все наше руководство (и финансовое тоже) плохо осознает подлинную значимость музыкантов и художников. Если Бог не прикоснется перстом к дитяти и не наградит его каким-то специфическим талантом, то он никогда не обретет это "по приказу партии и правительства". Человек, талантливый в музыке, кроме среднего образования в школе должен учиться, включая музыкальную школу, училище и консерваторию, 17 лет! Это дети, лишенные детства, это антиздоровье: ежедневные занятия на инструменте по 4–8 часов, это страшный и непрерывный на всю жизнь адский труд. Программа выступления готовится и месяц, и три, и полгода. Многие считают, что играть концерты – это ах какая веселая жизнь. Я каждое произведение вынашиваю в муках. Если бы зрители увидели репетицию, то поняли бы, что это такое, какая это кровь".

Аслан, по его собственному признанию, воспринимал встречи с Вероникой Дударовой как исключительно полезные уроки жизни. Он не переставал изумляться не только огромному трудолюбию МАСТЕРА, но и чувству собственного достоинства этой удивительной женщины, ее умению держать себя в руках, откликаться на чужой зов, на любую просьбу. Созидание, творчество – вот ее жизненное кредо.

Она была не только гениальным дирижером, но еще и большим, настоящим УЧИТЕЛЕМ, не оставляла работы в консерватории до последних дней жизни, считая это делом своей чести – воспитывать молодых в лучших традициях педагогов старой школы, подарившей миру таких выдающихся дирижеров, какими были ее собственные наставники. А занятия Вероники Борисовны с детьми! Галазов очень сожалел о том, что из-за временных рамок просто не смог показать это в своей ленте. Дударова делилась с ним: "Мне доставляет величайшую радость открывать для молодых людей, еще не прикоснувшихся к чуду музыкальных образов, необъятный мир звуков". Сколько воскресных симфонических концертов в консерватории, сколько музыкальных вечеров для детей и юношества, сколько записей на пластинках и компакт-дисках...

Мне было очень интересно узнать, как оценила труд Аслана сама героиня его фильма. Режиссер рассказал, как она, вообще не являясь тщеславным человеком, несколько раз внимательно просматривала ленту, беспокоясь вовсе не о том, как выглядела сама и как лично ее может оценить зритель. Нет, ее больше всего волновали музыкальные отрывки, вошедшие в картину, – чисто ли они исполнены, верно ли переданы оттенки звучащей мелодии, так ли правдиво воспроизведена снимавшими операторами та атмосфера полной самоотдачи, с которой трудился обычно ее коллектив.

Аслан рассказывал мне, что всегда чувствовал какую-то неуловимую связь со своей героиней. Она любила Осетию, гордилась ею, хотя волею судьбы ее связь с малой родиной не была долговременной. Об этом сама Вероника Борисовна очень сожалела. Всегда. Плотный рабочий график не давал возможностей для осуществления личных желаний. Тем не менее каждый ее приезд сюда, в республику, был исключительно ожидаем как слушателями, так и самой В. Дударовой и воспринимался как обоюдный праздник. По собственному признанию, дирижер никогда не забывала, что она – осетинка, что именно горы, Осетия наделили ее талантом, характером, дали стойкость и жизненную силу. Ей было интересно все, что делалось в республике. "Приехав впервые в Осетию, побывав в горах, я испытала потрясающее чувство, как будто уже давно знала и любила эти места", – говорила она Аслану. По словам Т. Батаговой, автора книги о Веронике Борисовне, где бы Дударова ни выступала – в Европе или Латинской Америке, Японии или Скандинавии, она с удовольствием рассказывала журналистам о своей маленькой республике.

С 1946 года Вероника Дударова выступала с симфоническим оркестром Северо-Осетинской государственной филармонии. Многократно артистка приезжала на гастроли в Орджоникидзе (Владикавказ) с Московским государственным симфоническим оркестром. Вероника Борисовна переиграла всю осетинскую симфоническую музыку – от "Осетинских танцев" (1926) В. Долидзе и "Осетинских эскизов" (1927) П. Мамулова до кантат, концертов, симфоний Л. Ефимцовой, Л. Кануковой, Ж. Плиевой, А. Макоева, Д. Хаханова, написанных в 80-е годы. Она записала ряд сочинений осетинских композиторов для фондов Всесоюзного радио, на грампластинку – оперу X. Плиева "Коста", исполняла за рубежом Вторую осетинскую рапсодию И. Габараева. Без участия Вероники Дударовой не обходилась практически ни одна крупная культурная акция Республики Северная Осетия – Алания...

Если бы меня попросили определить жанр киноленты Аслана Галазова, я бы использовала слово "исповедь". И мне кажется, что здесь по-своему раскрыты характеры как героини, так и самого режиссера – человека чуткого, очень восприимчивого ко всему прекрасному, доброму, человечному: "Знаете, я только там, на съемках репетиций Вероники Борисовны, понял музыку отдельных композиторов. Баха, например... И еще подумал, что теперь не приму ни одной другой трактовки, ни единого иного прочтения того, что слышал... Я следил за мимикой, за выразительными руками В. Дударовой, видел, как "считывает" все это оркестр. И в душе было столько радости, теплоты, какого-то удивительного покоя, как это случается, когда смотришь на реку, несущую свои воды туда, где им суждено впасть в широкое устье... Есть во всем этом что-то магическое, неповторимое, полностью, целиком вбирающее любого человека..." И это действительно так. Фильм убеждает в том, что истинный талант в чем-то необъясним, неповторим, более того, бессмертен. По-другому не скажешь...

Фильм Аслана Галазова пользовался большим успехом на отдельных каналах нашего отечественного телевидения ("ТВЦ", "Столица", 24-док"), его показывали на экранах многих городов, с субтитрами он шел в Германии, в том числе и на фестивале документального кино.., и, конечно же, его неоднократно демонстрировали и у нас в Осетии. А в эти дни, когда весь мир вспоминает первую женщину-дирижера СССР, народную артистку СССР Веронику Борисовну Дударову, имевшую десятки наград разных стран мира, думаю, картина Аслана непременно должна быть еще не раз показана нашей телекомпанией – пусть и современная молодежь приобщится к тому, что называется настоящим, большим искусством, пусть гордится своей землячкой – "поэтессой дирижерской палочки".

Автор: Валентина БЯЗЫРОВА, заслуженный учитель РФ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1218

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика