– Петр, расскажите, какие объекты уже приведены в порядок? И как удается соблюдать контрактные сроки?
– В рамках программы празднования 1100-летия крещения Алании в 2020 году мы отреставрировали 2 объекта культурного наследия – средневековую Ильинскую церковь в Фараскатта и подпорные стены в Осетинской церкви г. Владикавказа. В 2021 году компания выполняла работы на 8 объектах культурного наследия, 3 из которых – переходящие на 2022 год, 5 мы завершили в текущем году.
Одно из важнейших культовых сооружений в нашей республике – дзуар в Дагоме – объект очень сложный как с точки зрения реставрации, так и ответственности перед обществом. Работы выполняли наши осетинские специалисты под руководством Мухтара Байсангурова.
Башня в Донисаре, все контрактные работы по консервации которой выполнены и приняты заказчиком, но поступили некоторые предложения и просьбы от пользователей объекта, поэтому мы приняли для себя решение их удовлетворить и некоторые дополнительные работы исполнить впоследствии по своей доброй воле.
Еще один сданный раньше срока объект – Музей осетинской литературы им. К. Л. Хетагурова на улице Ботоева во Владикавказе. Реставрация фасадов сопровождалась полезным для дела общественным резонансом. Критики высказали свое мнение по принятым колористическим решениям, за что мы им признательны. Некоторые полутона в рамках реставрационной методики мы скорректировали. Диалог с гражданским обществом – наш важнейший приоритет. Хотя не скрою, иногда приходится терпеливо разъяснять, что мы – реставраторы и лишь воссоздаем памятник в его первоначальном виде.
Отреставрирован и Дом-музей Коста Левановича Хетагурова в Наре. Работы по контракту завершены, но поступил ряд просьб от руководства Национального музея, поэтому, учитывая социальную, культурную и просветительскую значимость объекта для нашей республики, мы решили выполнить работы на сумму в более 1,3 млн рублей за счет собственных средств, что зафиксировано в дополнительном соглашении с государственным заказчиком. Вообще, отношение к Коста и его наследию у нашей компании особое. Совсем скоро будет юбилей Музея осетинской литературы на Ботоева, и мы решили подарить юбиляру к этому событию воссозданные скульптуры на фасаде.
Ну и, конечно, не могу не сказать еще об одном объекте реставрации – это крепость Кумбулта. В рамках контрактных обязательств у нас были запланированы реставрация дзуара и консервация церкви. Эти работы были выполнены намного раньше намеченных сроков на три месяца, и помимо наших контрактных обязательств мы осуществили консервацию наиболее аварийных крепостных стен, чтобы они не разрушались дальше. Это очень интересный и значимый объект, и мы надеемся, что выходцы из этого селения, известные в нашей стране, уделят объекту должное внимание.
Могу с удовлетворением отметить, что все наши обязательства, прописанные в контрактах, были выполнены раньше запланированных сроков. Главный бич реставрации, причем не только у нас в Осетии, но и по всей стране – это сроки, потому что в ходе реставрационных работ вскрывается множество обстоятельств, которые невозможно предусмотреть в ходе проектной деятельности. Но нам, повторюсь, удалось выполнить все свои обязательства качественно и раньше срока.
– Расскажите поподробнее про три переходящих объекта, о которых вы упомянули в начале нашего разговора…
– Реставрация Зругской церкви – это, наверное, самый сложный из всех объектов, в прошлом году мы выполнили работы по берегоукреплению и воссозданию холма. А уже в текущем – по устройству бетонных свай, которые прошли через насыпной грунт в естественный, и сверху установили бетонный ростверк – то есть, по сути, подготовили фундамент. Также много труда вложено в производство искусственного камня. В работе по выбору цвета камня принимала участие представительная комиссия – директор Института истории и археологии Руслан Бзаров, директор ГБУ "Наследие Алании" Людмила Габоева, руководитель Агентства развития Мадина Атаева, народный художник Олег Басаев, скульптор Ибрагим Хаев, архитекторы Владимир Одинцов, Давид Джусоев, Ирина Уракова и др.
Храм в Тли – это архитектурный аналог Зругского, который находится в Мамисонском ущелье. Он руинирован и требует бережной консервации. И еще один переходящий на 2022 год объект – это башня Кадзаевых в Луаре. Кстати, нашими силами был обустроен временный технологический проезд к объекту, который ранее отсутствовал в принципе. На сегодняшний день эти работы нами также выполнены.
– Помимо этого реставрационной компанией ведется серьезная работа на объектах, расположенных в столице нашей республики и Беслане, не так ли?
– Сложнейший с моральной точки зрения объект – это создание Мемориального комплекса в Беслане, в школе №1. Это боль не только Осетии, но и всей России, да и всего мира. Сразу отмечу, что проект реализуется по инициативе комитета "Матери Беслана" и пострадавших в результате теракта 1–3 сентября 2004 года. Концепцией создания музея предусматривается сохранение внешнего облика здания школы. Проектные решения предполагают консервацию существующей части здания школы №1, цель которой – не допустить дальнейшее разрушение сохранившегося корпуса.
Проектом предусмотрено и воссоздание южного флигеля школы, представляющего собой двухэтажное здание с двухскатной кровлей, которое будет функционировать как музейный комплекс, в котором расположатся залы для экспозиций.
Основная цель проекта – сохранение памяти о трагических событиях 1–3 сентября 2004 года, консервация сохранившейся части здания и воссоздание утраченной части школы, создание мемориального музейного комплекса. Скажу откровенно, мы работаем в школе уже три месяца, но ежедневно испытываем некоторое оцепенение, находясь там. "Эффекта привыкания" нет. Мне запомнились слова Сусанны
Дудиевой, которая в один из дней, увидев эти эмоции у меня на лице, сказала: "Не переживай, Петр, души наших детей помогут вам". Наверное, после этого все остальное – мнения в социальных сетях, скептиков – не так важно. Главное для нас – выполнить пожелания "Матерей Беслана" таким образом, чтобы этот мемориал памяти никогда не дал забыть людям об этом самом страшном в истории человечества теракте.
Подчеркну, мы в тесном контакте с "Матерями Беслана", с пострадавшими. Мы – исполнители и видим свою роль лишь в реализации пожеланий пострадавших в результате трагедии.
Это особенный объект, где все идет поступательно и размеренно. Здесь не место строительным гонкам и стахановским подвигам. Безусловно, есть общие контрактные сроки завершения работ, которые не вызывают опасений. Мы делаем все так, как требуют этого наша совесть и существующие ГОСТы. И благодарны "Матерям Беслана" за поддержку и помощь.
Один из старейших для нашего города объектов – дом, в котором родился Евгений Багратионович Вахтангов. Наша компания выполняет все работы, связанные с предметом охраны этого здания, т.е. тем, что представляет историческую ценность и охраняется государством. Это реставрация фасадов, черепичной кровли и столярных заполнений. Мы бережно отреставрируем сохранившиеся окна и двери, а утраченные воссоздадим по аналогу. Заказчиком выступает Государственный академический театр им. Вахтангова (г. Москва). Скажу откровенно, здесь очень многое зависит от заказчика, а он в нашем случае очень бережно относится к каждой детали предмета охраны этого здания. Директор театра Кирилл Крок – эффективный и современно мыслящий менеджер, который ни одну из наших просьб, ни одно из наших пожеланий не оставил без ответа, и мы благодарны ему за это. Вообще, так сложилось, что наша организация сначала занималась реставрацией Табачной фабрики Багратиона Вахтангова, отца Евгения Вахтангова – это нынешний выставочный зал Национального музея на ул. Горького. Потом мы занимались реставрацией фасада Русского академического театра во Владикавказе, в котором начинал свои первые шаги Евгений, а теперь занимаемся домом, в котором он родился. Нас очень многое связывает с именем этого великого человека, и мы стараемся выполнить все работы качественно и на совесть. Убежден, что этот объект станет еще одной культурной жемчужиной нашей Осетии, да и всего Северного Кавказа.
– Как осуществляется контроль за выполняемыми работами?
– На всех наших объектах помимо государственного заказчика, который осуществляет технический надзор, мы активно взаимодействуем с Комитетом по охране и использованию объектов культурного наследия РСО–А, который и выдает разрешение на проведение как проектных, так и производственных работ, осуществляет все согласования, выдает задания и утверждает научно-реставрационный отчет по итогам сдачи любого завершенного объекта. Особо отмечу наше сотрудничество с Институтом истории и археологии РСО–А, ГБУ "Наследие Алании" и нашими московскими коллегами – Федеральным государственным научно-исследовательским институтом реставрации и Союзом реставраторов России. Президент союза Вячеслав Фатин неоднократно бывал в нашей республике и давал нам полезные рекомендации и советы. Наш подход заключается в том, что на каждом объекте в той или иной степени работают привлеченные специалисты – методически, чаще физически, это наш базисный принцип, подход. Мы не можем позволить себе экспериментировать на таких ценнейших объектах. В разработке проекта обязательно участие специалистов, которые задействованы в производственных работах.
– Реставрационной компанией проделана колоссальная работа, многое еще предстоит. За всем этим стоит труд огромной команды. Расскажите об этих людях.
– Прежде всего это наши штатные работники, которые вахтовым методом приезжают сюда. Это архитектор-реставратор 1-й категории Екатерина Марценюк, инженер-реставратор высшей категории, эксперт Министерства культуры России Иван Стрельбицкий, архитектор-реставратор Петр Шутов – те, с кем мы постоянно работаем. Они по нескольку раз в месяц бывают в Осетии, занимаются разработкой новых проектов и участвуют в авторском надзоре за ходом выполнения наших проектных работ. Это и наши местные специалисты Давид Джусоев, Ирина Уракова, Элина Джибилова, Залина Сохиева, Арина Газдарова, Сахан Кулов, Зураб Цариев... штат нашей организации – больше 30 человек и еще порядка 50–60 привлеченных. Не могу не отметить и производственников. Это и заместитель гендиректора "Скифос-РСК" Мухтар Байсангуров, историк по одному из образований, практик в сфере реставрации, член правления общественной организации "Иудзинад", знаток традиций и истории, под руководством которого и проводятся все работы на святилищах, башнях. Им отреставрирован не один объект культурного наследия, а его работы высоко оценены нашими московскими коллегами. Это и замдиректора Юрий Асланиди, и Руслан Зотов – специалист из Москвы, за плечами которого десятки реализованных проектов, в т.ч. объекты Золотого кольца. Ну, и наши другие специалисты – Виталий Нечунаев, Андрей Джикаев, Эдуард Тинаев. Вот такая большая и дружная команда "Скифос-РСК"!
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Руслан БЗАРОВ, профессор, директор Института истории и археологии РСО–А:
– На наших глазах сформировалась реставрационная компания, происходило ее становление. Все мы имели возможность наблюдать за деятельностью "Скифос-РСК". Работают там, в том числе, наши коллеги – это и Петр Павлов, и Мухтар Байсангуров, и другие. С самого начала не было сомнений в понимании задач. Если прежде в этой области предпринимались безуспешные попытки реставрации чисто строителей и учреждений, далеких по профессии от историко-культурного наследия, то компания "Скифос-РСК" сумела сконцентрировать внимание на, во-первых, приоритетных направлениях работы, во-вторых, на сотрудничестве с профессиональным сообществом историков, культурологов, архитекторов, специалистов-реставраторов. При этом лучшие зарубежные и российские эксперты привлекались к проектам, поэтому при правильном подходе и выборе технологий все задачи выполнимы. Любое дело нужно знать и учиться привлекать людей, у которых можно поучиться. Нет никакого сепаратизма, напротив – открытость и упорное стремление вовлечь в процесс профессионалов всех возможных направлений, поэтому люди не отказывают и встают рядом с компанией, начиная от общественных формирований жителей, предки которых жили в этих местах, и заканчивая художниками, архитекторами, учеными… Думаю, что выбран правильный курс соотношения реставрационно-строительных, историко-культурных, архитектурно-художественных аспектов. Для того чтобы все это оценить, нужно сравнивать с тем, что было. К примеру, с проваленным, обрушенным советскими горе-реставраторами Татартупским минаретом, – вот точка отсчета для нас.