Да, только так и не иначе: все его персонажи – живые, с характером, заряжающие особой энергетикой. И сегодня, 15 декабря, когда виртуозу кукловождения исполняется 85 лет, он все так же, как и в первые дни своей актерской карьеры, с упоением готов часами говорить о любимой работе, давно ставшей смыслом жизни.
"Я очень люблю этот театр! Это мой второй дом. Я здесь жил, я здесь отдыхал, я здесь творил. Очень люблю детей, как своих, как родных. Наверное, потому, что сам вырос без отца: мне было 4 года, когда его забрали на фронт… Думаю, поэтому у меня такая привязанность к детям", – делится мэтр, который изначально мечтал совсем не о театре… В ворохе его многочисленных воспоминаний – много историй из детства. В них он с мальчишками строил из мешков и сухих веточек домики, мосты, игрушечные башни и грезил вместе со всеми стать строителем. Но в перерывах между "серьезными" играми успевал поиграть и на школьной сцене, участвуя в самодеятельности. Любовь к театру оказалась глубже и сильнее: уж слишком отзывалось творчество в сердце юного Владимира.
"В конце 50-х годов прошлого века мы перебрались в город. И я начал петь в хоре у Федора Суанова – в республиканской филармонии, которой в то время руководил Павел Ядых. Говорили, что у меня природная постановка голоса. А я тогда еще и не думал, что этот опыт мне потом пригодится и в театре тоже: во многих спектаклях мои герои пели. А чтобы спеть за сказочного персонажа и при этом "попасть" в его характер, иногда нужно было быть еще и пародистом", – вместе с природным талантом исполнителя у Владимира Капаровича еще и дар юмориста. Неспроста комедийные роли – его любимые: он точно знает, над чем будет смеяться ребенок. Да и не только – все окружение актера по праву считает его борцом с плохим настроением: он может развеселить в один миг, то поздоровавшись с человеком голосом какой-то известной персоны, то сподвигнув партнера по спектаклю на импровизацию, построив свою реплику не так, как обычно…
История неразлучной дружбы Владимира Рамонова и "Саби" началась в 1958 году, когда его приняли в первую осетинскую актерскую труппу театра "Саби". "Первый спектакль, который мы сдали тогда, был по нартскому эпосу на осетинском языке, назывался "Ацамаз", я играл главную роль. Тогда в газете "Рæстдзинад" вышла статья с моей фотографией. Вот это для меня был настоящий праздник!", – улыбается юбиляр. Это был его дебют на сцене и в СМИ, когда для всех он еще был "молодым и перспективным актером". А потом уже было много спектаклей, наград, публикаций… И журналисты знали наверняка, что перед ними – кукловод от Бога, который вполне заслуженно получил звание народного артиста Северной Осетии и удостоен медали "Во славу Осетии".
Талант Владимира Капаровича оказался слишком масштабным, чтобы "спрятаться" за сценическими декорациями: зритель знает Рамонова не только как актера, но еще и как драматурга и режиссера. И в театральном архиве ТЮЗа "Саби" бережно хранятся пьесы на осетинском языке, автором которых он является. "Осетинских пьес для детей не было, только переводы. И вот один раз я присел и думаю: дай попробую, я же все-таки осетин! Язык знаю, сказки знаю… Так появилась пьеса "Храбрый ягненок" и еще несколько других: "Ахсар и Ахсартаг", "Побратимы", "Сырдон", постановку которых я впоследствии и осуществил, – рассказывает мой собеседник. – Все эти профессии – актера, режиссера, драматурга – между собой связаны, но быть актером я больше люблю. После каждого спектакля для меня праздник, когда столько сияющих глаз вижу в зале, мне от этого становится очень-очень хорошо".
Юному зрителю Осетии, который сейчас уже вырос и приводит в "Саби" собственных детей и внуков, несказанно повезло, что огоньки в их глазах зажигал именно Владимир Рамонов, так всеобъемлюще влюбленный в свое дело. А ведь артисту неоднократно поступали предложения переехать на работу в другие города страны. Но верность своему зрителю, неразрывно связанная с бескорыстной любовью к родной Осетии, всегда перевешивала: "Я люблю детей Осетии, а "мы в ответе за тех, кого приручили…" Мудрость Антуана де Сент-Экзюпери, автора этих слов, бесконечна".
Владимир Капарович – не только хранитель театральных традиций и кладезь увлекательных историй, но и мудрый наставник, шкатулка с бесценными советами. "Что нужно делать, чтобы стать хорошим актером? Это заслужить надо! Творить надо, работать над собой. Много работать! Иначе никогда не станешь хорошим актером, – говорит он строго и при этом с улыбкой, ведь весь этот труд – в удовольствие. И эту свою искреннюю любовь, подкрепленную многолетним опытом как дорогое сокровище Владимир Рамонов хотел бы оставить своим молодым коллегам. – Я помогал и буду помогать молодым артистам. Конечно, а как без этого?! И с куклой помогу, и с техникой речи. Многому хочется научить, но трудно уже, постарел я, здоровье подводит. Куклу трудно держать, руки трясутся – лучшие свои годы театру я уже отдал".
От этих слов грустно стало всем – и нашему герою, и нам, а в особенности – куклам, всегда оживавшим в его волшебных руках. Но о расставании им говорить еще рано: такая привязанность не проходит просто так, тем более, что театр – всегда рядом с Владимиром Капаровичем. Как и он – рядом с театром: "У меня пятеро детей и семь внуков, все они – зрители "Саби". Для малышей ТЮЗ – всегда особенный мир, полный магии и чудес. А если еще знать, что твой дедушка – один из главных чародеев, то быть здесь хочется все чаще и чаще. А, возможно, кто-то из младших действительно пойдет по стопам своего талантливого старшего…
– Владимир Капарович, это так удивительно, но "Саби" младше вас всего на 5 лет – вашему родному театру в этом году исполнилось 80 лет. Что оставили бы в книге добрых пожеланий?
– Чтобы театр был театром! Пусть слово "театр" всегда звучит громко. И чтобы "Саби" вырос сильным актером.
Вырастет. Спасибо, что ему есть на кого равняться.
Фото Артура КУНДУХОВА.