– Владимир Исламович, прошло уже немало времени с момента нашей предыдущей беседы. Какие изменения есть в работе вашего центра?
– В этом году у нас произошли два важных события. В июне на нашем сайте CSM-Osetia.ru заработала Единая метрологическая цифровая платформа. Это значительно упрощает доступ к получению наших услуг и открывает принципиально новые возможности для заказчиков по контролю их исполнения. Кроме того, наши клиенты могут не только отслеживать процесс исполнения своих заказов по Интернету, но и лично присутствовать при проведении тестовых процедур.
Вторым важным событием стали приобретение, наладка и получение аккредитации на работу прибора системного капиллярного электрофореза. Он очень важен для проверки соответствия требованиям ГОСТов и техусловий многих видов пищевой продукции и их сертификации.
Теперь наши клиенты смогут сертифицировать еще большую номенклатуру своей продукции от минеральной и сладкой воды, соков, алкогольной продукции и сырья до овощей, фруктов и сладостей. А среди них такие известные в республике и далеко за ее пределами производители, как фирмы "Ариана", "Бавария", "Владка", "Дарьял", "Де-Густо", "Исток", "Лакомка", "Сады Алании", "Салют" и десятки других, в том числе и из-за пределов Северной Осетии.
– Безусловно, все названное будет значительно способствовать развитию бизнеса республики и повышению качества выпускаемой у нас пищевой продукции. А какие государственные задачи стоят перед вашей службой?
– Обязанностью нашей службы является проверка работоспособности и точности всевозможных измерительных приборов – от аптечных до железнодорожных весов, от бытовых и промышленных счетчиков до мощных трансформаторов и сложнейшей медицинской техники.
Так, мы проводим поверку измерительных электротрансформаторов мощностью от 0,2 до 100 киловольт. Наши клиенты – это крупнейшие производители и поставщики электроэнергии – Зарамагские и другие ГЭС, "Россети" и локальные электросетевые компании, в том числе и за пределами республики.
Кстати, в этом же году мы переоснастили нашу передвижную лабораторию по контролю работы электрооборудования. Она позволяет производить работы в удаленных и труднодоступных горных районах.
Правда, с введением в строй недавно нового трансформатора на 500 киловольт теперь наши возможности отстают от потребностей республики. Так что перед нами встала новая задача – дооснастить лабораторию и аккредитовать ее для работы с более мощным оборудованием.
– И все-таки, чем продиктованы государственная задача и ваша роль в ее решении?
– Сегодня руководством страны и республики перед всеми нами поставлена задача – добиться максимального энерго- и ресурсосбережения как в экономике, так и в быту. Эту задачу решает тотальная установка приборов учета и контроля. А попросту это промышленные и бытовые счетчики электроэнергии, газа, воды, тепла…
При этом для бытовых потребителей государство уже давно ввело такую стимулирующую меру для установки счетчиков, как повышающий коэффициент на стоимость жк-ресурсов. А вот для бюджетных организаций подобные меры не существуют, поэтому они и не торопятся устанавливать приборы учета.
Правда, есть и другая сторона дела: периодически и промышленные, и бытовые счетчики требуют поверки. Вот это как раз и связано с задачами нашей службы. До недавнего времени в республике оказывалась только одна услуга – поверка бытовых газовых счетчиков. В 2019 году наш центр аккредитовал услугу по поверке бытовых счетчиков воды для труб диаметром 20 мм.
Однако в республике долгие годы остро стоит и не решается проблема создания лабораторий по поверке промышленных приборов учета газа и воды. Именно это удерживает основную часть потребителей – и юридических, и физических лиц – от установки счетчиков.
В нашей с 700-тысячным населением республике установлено менее 17,5 тысячи счетчиков воды и тепла, а организаций среди них всего 5,5 тысячи. Это составляет лишь 2% от потребителей тепла и 2,5% – воды.
– А что именно им мешает установить счетчики?
– Не установить, а эксплуатировать. Сегодня по достижении времени очередной поверки счетчика его необходимо снять, подключить на объекте временное питание ресурсом, отвезти прибор в Нальчик или Пятигорск и оставить его на поверку, затем снова ехать, чтобы забрать и, наконец, снова подключить.
В итоге оказывается выгоднее купить новый прибор учета. Однако, если бытовой счетчик стоит сотни рублей, то промышленный – десять и более тысяч! Вот и получается, что счетчики либо не ставят вовсе и платят по нормативу, либо поверка или замена обходятся в копеечку.
– А сколько на самом деле составляет эта "копеечка"?
– Начну с примера нашего центра: после установки счетчика тепла наши расходы сократились в 2,5 раза. По данным экспертов страны, в среднем экономия бюджетных организаций при переходе с нормативного потребления на учетное превышает 50%.
По нашим же самым скромным прикидкам, консолидированный республиканский бюджет может экономить от 300 миллионов рублей в год.
– Тогда претензия уже к вам: почему вы не создаете лаборатории по поверке вообще всех счетчиков?!
– Создание и обслуживание лабораторий – очень затратное дело. Только оборудование для поверки промышленных счетчиков газа и воды стоит 4 и 6,5 млн руб. соответственно. Специалистов лабораторий нужно набрать, обучить и платить им зарплату. В год это еще 1,5 млн.
Кроме того, оборудование для поверки само ежегодно проходит поверку и аккредитацию, каждая из которых стоит 100–150 тыс.
В этом году поверка и аккредитация уже имеющегося у нас оборудования обошлись в 2,2 млн руб., еще 3 млн стоило программное обеспечение. При этом мы являемся хозрасчетной организацией, а наш доход в этом году составил 23 млн.
Для завершения картины достаточно сказать, что за два последних года центры стандартизации закрылись в Адыгее, Ингушетии и Карачаево-Черкесии.
Одним словом, задача энергосбережения и сбережения республиканского и семейных бюджетов – дело общее и в полной мере государственное. Здесь придется решать целый комплекс проблем, а потому и действовать необходимо всем вместе и скоординированно.