Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Беречь ресурсы и бюджет

[B]Работа федеральной системы по техническому регулированию и метрологии направлена на контроль стандартов качества продукции и услуг, а также соответствия производственного и контрольного оборудования техническим требованиям. В нашей республике эти важные задачи выполняет Северо-Осетинский центр стандартизации и метрологии. О том, как организация решает свои производственные задачи, о перспективах развития, "СО" рассказал его руководитель Владимир МАМСУРОВ.[/B]

– Владимир Исламович, прошло уже немало времени с момента нашей предыдущей беседы. Какие изменения есть в работе вашего центра?

– В этом году у нас произошли два важных события. В июне на нашем сайте CSM-Osetia.ru заработала Единая метрологическая цифровая платформа. Это значительно упрощает доступ к получению наших услуг и открывает принципиально новые возможности для заказчиков по контролю их исполнения. Кроме того, наши клиенты могут не только отслеживать процесс исполнения своих заказов по Интернету, но и лично присутствовать при проведении тестовых процедур.

Вторым важным событием стали приобретение, наладка и получение аккредитации на работу прибора системного капиллярного электрофореза. Он очень важен для проверки соответствия требованиям ГОСТов и техусловий многих видов пищевой продукции и их сертификации.

Теперь наши клиенты смогут сертифицировать еще большую номенклатуру своей продукции от минеральной и сладкой воды, соков, алкогольной продукции и сырья до овощей, фруктов и сладостей. А среди них такие известные в республике и далеко за ее пределами производители, как фирмы "Ариана", "Бавария", "Владка", "Дарьял", "Де-Густо", "Исток", "Лакомка", "Сады Алании", "Салют" и десятки других, в том числе и из-за пределов Северной Осетии.

– Безусловно, все названное будет значительно способствовать развитию бизнеса республики и повышению качества выпускаемой у нас пищевой продукции. А какие государственные задачи стоят перед вашей службой?

– Обязанностью нашей службы является проверка работоспособности и точности всевозможных измерительных приборов – от аптечных до железнодорожных весов, от бытовых и промышленных счетчиков до мощных трансформаторов и сложнейшей медицинской техники.

Так, мы проводим поверку измерительных электротрансформаторов мощностью от 0,2 до 100 киловольт. Наши клиенты – это крупнейшие производители и поставщики электроэнергии – Зарамагские и другие ГЭС, "Россети" и локальные электросетевые компании, в том числе и за пределами республики.

Кстати, в этом же году мы переоснастили нашу передвижную лабораторию по контролю работы электрооборудования. Она позволяет производить работы в удаленных и труднодоступных горных районах.

Правда, с введением в строй недавно нового трансформатора на 500 киловольт теперь наши возможности отстают от потребностей республики. Так что перед нами встала новая задача – дооснастить лабораторию и аккредитовать ее для работы с более мощным оборудованием.

– И все-таки, чем продиктованы государственная задача и ваша роль в ее решении?

– Сегодня руководством страны и республики перед всеми нами поставлена задача – добиться максимального энерго- и ресурсосбережения как в экономике, так и в быту. Эту задачу решает тотальная установка приборов учета и контроля. А попросту это промышленные и бытовые счетчики электроэнергии, газа, воды, тепла…

При этом для бытовых потребителей государство уже давно ввело такую стимулирующую меру для установки счетчиков, как повышающий коэффициент на стоимость жк-ресурсов. А вот для бюджетных организаций подобные меры не существуют, поэтому они и не торопятся устанавливать приборы учета.

Правда, есть и другая сторона дела: периодически и промышленные, и бытовые счетчики требуют поверки. Вот это как раз и связано с задачами нашей службы. До недавнего времени в республике оказывалась только одна услуга – поверка бытовых газовых счетчиков. В 2019 году наш центр аккредитовал услугу по поверке бытовых счетчиков воды для труб диаметром 20 мм.

Однако в республике долгие годы остро стоит и не решается проблема создания лабораторий по поверке промышленных приборов учета газа и воды. Именно это удерживает основную часть потребителей – и юридических, и физических лиц – от установки счетчиков.

В нашей с 700-тысячным населением республике установлено менее 17,5 тысячи счетчиков воды и тепла, а организаций среди них всего 5,5 тысячи. Это составляет лишь 2% от потребителей тепла и 2,5% – воды.

– А что именно им мешает установить счетчики?

– Не установить, а эксплуатировать. Сегодня по достижении времени очередной поверки счетчика его необходимо снять, подключить на объекте временное питание ресурсом, отвезти прибор в Нальчик или Пятигорск и оставить его на поверку, затем снова ехать, чтобы забрать и, наконец, снова подключить.

В итоге оказывается выгоднее купить новый прибор учета. Однако, если бытовой счетчик стоит сотни рублей, то промышленный – десять и более тысяч! Вот и получается, что счетчики либо не ставят вовсе и платят по нормативу, либо поверка или замена обходятся в копеечку.

– А сколько на самом деле составляет эта "копеечка"?

– Начну с примера нашего центра: после установки счетчика тепла наши расходы сократились в 2,5 раза. По данным экспертов страны, в среднем экономия бюджетных организаций при переходе с нормативного потребления на учетное превышает 50%.

По нашим же самым скромным прикидкам, консолидированный республиканский бюджет может экономить от 300 миллионов рублей в год.

– Тогда претензия уже к вам: почему вы не создаете лаборатории по поверке вообще всех счетчиков?!

– Создание и обслуживание лабораторий – очень затратное дело. Только оборудование для поверки промышленных счетчиков газа и воды стоит 4 и 6,5 млн руб. соответственно. Специалистов лабораторий нужно набрать, обучить и платить им зарплату. В год это еще 1,5 млн.

Кроме того, оборудование для поверки само ежегодно проходит поверку и аккредитацию, каждая из которых стоит 100–150 тыс.

В этом году поверка и аккредитация уже имеющегося у нас оборудования обошлись в 2,2 млн руб., еще 3 млн стоило программное обеспечение. При этом мы являемся хозрасчетной организацией, а наш доход в этом году составил 23 млн.

Для завершения картины достаточно сказать, что за два последних года центры стандартизации закрылись в Адыгее, Ингушетии и Карачаево-Черкесии.

Одним словом, задача энергосбережения и сбережения республиканского и семейных бюджетов – дело общее и в полной мере государственное. Здесь придется решать целый комплекс проблем, а потому и действовать необходимо всем вместе и скоординированно.

Автор: Всеволод РЯЗАНОВ

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 648

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика