Всечестные отцы, дорогие о Господе братья и сестры!
Сердечно поздравляю Вас с великим и радостным праздником Рождества Христова!
Рождество Спасителя – это событие поистине вселенского значения, объединяющее всю полноту мироздания в славословии Господа и благодарении Ему, Ангелов и людей, приносящих дары Родившемуся в Вифлееме Богомладенцу.
О предвечном значении пришествия в мир Господа Иисуса Христа нам говорит апостол Павел: "Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление" (Гал.4,4-5). Эта "полнота времени" ожидалась в мире задолго до самого Рождения Спасителя. И первые слова Христа, произнесенные Им при выходе на проповедь после Крещения во Иордане, как сообщают Евангелия, были: "Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие" (Мк.1,15). Положенная Творцом мера оказалась достигнута. Мир и время подошли к своей цели. Когда пришла эта "полнота", когда все небесное и земное соединилось "под главою Христом" (Еф.1,10), тогда настало время Нового Завета.
Наступил решающий исторический поворот: прежние рабы стали свободными сыновьями. Бог сотворил эту коренную перемену через послание Своего Сына, Который вошел в мир, как и все прочие люди, через рождение, и поставил Себя в подчинение ветхому Закону ради того, чтобы мы стали свободными. Бог усыновил всех людей, отдав за них собственного Сына. Второе Лицо Пресвятой Троицы становится одним из нас, чтобы мы сделались сынами Божиими.
Дарованное нам усыновление Бог наполнил живым и действенным смыслом. Как пишет апостол Павел, Господь озаботился о том, чтобы мы не только назывались сынами, но и чувствовали бы себя как дети Божии. Именно это имеет в виду выражение: "Бог послал Духа Сына Своего" (Гал.4,6). Как и Сына, Господь отдает Его нам. Именно поэтому святой апостол мог воскликнуть: "Уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2,20). Имея такой дар, воодушевленные сыновним Духом, мы действительно видим в Боге нашего Отца, так и обращаемся к Нему: "Авва Отче!" (Гал.4,6). Так обращался к Богу Сам Христос, так взывает ко Господу Его Церковь. В этом слове "Авва" сконцентрировано все христианское учение о спасении. Мы молимся Создателю неба и земли, как дети обращаются к своему родному отцу. В наших устах это обращение становится возгласом Духа Святого и означает благодатную вовлеченность в жизнь Пресвятой Троицы.
Христианская вера не есть просто интеллектуальное признание существования Бога. Вера в Бога – это доверие Ему как Отцу. До Иисуса Христа человечество знало множество учителей. Но они учили, как правило, покорному служению непостижимым в своей непредсказуемости высшим силам. Иногда людям внушалось, что они сами божественны и должны быть выше земных нужд. Спаситель не учит ни тому, ни другому. Он говорит нам, как детям Божиим: "Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду" (Мф.6,8). Христос призывает нас к сыновнему чувству, которое должно победить в нас страх и наполнить детским доверием. Все мы, сильные и слабые, бедные и богатые, образованные и неученые, движемся в этом мире над бездной небытия. Но доверяющим Богу нет нужды вглядываться в нее, поскольку Отец уверенно ведет их в Свое Царство и дарует им наследство блаженной жизни, не знающей ни страха, ни тревог. Прежний страх перед "стихиями мира" (Кол.2,8) остался в прошлом. Впереди – новизна и сияние славы.
И эта слава озарила ночное небо ветхого мира, когда "исполнилось время" и на земле родился "Тот, для Которого все и от Которого все" (Евр.2,10-11), и Который не постыдился называть нас Своими братьями. Рождество Спасителя – это наше рождение как сынов и дочерей Божиих. Может быть, поэтому оно ощущается как преимущественно радостный праздник детства, разгоняющий страхи и тревоги в безграничном доверии к Небесному Отцу.
С праздником светлого Рождества поздравляю сегодня верных чад Церкви Христовой и всех жителей нашей дорогой Осетии-Алании, молитвенно желаю вам духовной радости о Родившемся Спасителе, всесильной помощи Божией в трудах и начинаниях, крепкого здоровья, мира и долгоденствия. Пусть наступившее Новое лето благости Господней станет для нас еще одним шагом на пути духовного обновления и нравственного совершенствования!
ГЕРАСИМ,
епископ Владикавказский и Аланский
Рождество Христово
2022 года
Владикавказ