Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

О модели экономического развития республики

[B]В конце 2021 года состоялось заседание Совета по экономике, инновациям и конкурентной политике при Главе РСО–А. На первой позиции обсуждалась проблематика модели экономического развития республики. Своими мыслями по данной теме с "СО" поделился доктор экономических наук, профессор, депутат Парламента республики Нох ТОКАЕВ.[/B]

Приемлемость модели развития экономики РСО–А следует оценивать по критерию набора реализуемых проектов по отраслям. Такой подход оправдан с позиции обозначения региональной значимости таковых (туризм, сельское хозяйство и т.д.), но модель прогрессивного развития экономики республики критериально необходимо оценивать с позиции осуществления товарообменных отношений.

Для экономики РСО–А имеют важнейшее значение ее параметры: объемы производств; валовый региональный продукт; совокупный спрос и совокупное предложение; занятость трудоспособного населения; уровень безработицы; инфляция и динамика цен.

Экономическая модель развития республики не может быть сформирована, если не осуществляется агрегированная оценка ее составляющих, что приведено выше.

Разработанная экономическая модель развития региона реализуема, в том числе, с учетом прогноза социально-экономического развития для определенного периода. В таком аспекте имеет возрастающее значение аналитика разрабатываемых прогнозов, в рамках которых уточняются все факторы возможного воздействия на развитие экономики. Безусловно, не следует все сводить к измерениям рыночной стоимости затрат, производства товаров и услуг, но и обходить таковое нельзя. Главное, чтобы прогноз "улавливал" как можно в большей степени тенденции развития и реальное факторное воздействие, которое оказывают они на реализацию выбранной модели экономики.

Модель развития экономики региона как в осмыслении, так и в реализации усиливает значимость показателей, через которые все анализируется и оценивается. Показатели подлежат расчетам, но они же используются в регулировании экономической деятельности (шире – экономической и социальной практики). Было бы ошибкой, например, оценивать показатель ВРП (валового регионального продукта) только как необходимость общего представления о динамике экономического развития, хотя такое качество он имеет для региона.

Экономика РСО–А должна обеспокоенно относиться к тому, что ее ВРП растет, но при этом не удешевляется, а дорожает в затратах. Такая практика имеет место в большинстве регионов страны, в том числе – в РСО–А, что неприемлемо с позиции модельных требований в развитии. Как правило, удорожание в затратах темповых объемов роста ВРП имеет такое основание: у товаропроизводителей не снижаются затраты, не снижается себестоимость продукции. Другими словами, цена объема произведенной продукции может повышаться не на основе роста производительности труда, а инфляции, непроизводительных затрат, двойных счетов и т.д. Здесь же отметим, что многое становится более понятным, если обратиться к проблематике индекса цен, являющегося измерителем соотношения совокупности определенного набора товаров и услуг, называемых "рыночной корзиной", для региона во времени и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Набор индексов цен для разных лет позволяет сравнивать их уровни в различные годы. Соразмерно этому можно более углубленно оценивать не только ВРП, но и конкретные результаты реализации экономического развития в регионе.

Что дополнительно необходимо учитывать при реализации новой (обновленной) модели экономического развития РСО–А? В нашем видении актуально значимы следующие слагаемые, учет которых объективно необходим, в том числе в модельном варианте решаемых задач.

Постепенная переориентация экономики республики на развитие производств

…Но возникает проблематика: как, в каких направлениях и масштабах, с какими вложениями средств и ожиданием доходной отдачи и доходного контроля это делать?Это надо вписать в модель экономического развития региона,чем обязано заниматься Министерство экономического развития республики и АСИ (Агентство стратегических инициатив). Во-первых, надо определить состав не просто предпочтений тех или других производств, а их обоснованный отбор. Во-вторых, приоритеты в освоении (с учетом ключевых показателей их целесообразности и эффективности) производств. В-третьих, учесть в модели места дислокации производств по территории республики (т.е. размещение отобранных проектов-производств). В-четвертых, в максимальной степени это приблизить к ресурсам, находящимся в соответствующих местах, и инфраструктурной обеспеченности мест локации. Существенно важно иметь в виду наличие на местах: трудовых ресурсов; сырья; материалов; дорог; коммуникаций газо-, электро- и водоснабжения, земель.

Реализуя модель развития, республика не может использовать обыденные подходы к решению вопросов, связанных с экономической активностью. Если растут показатели потенциала экономически активной части населения, то под это необходимо создавать новые рабочие места. Мною отмечается низкий уровень обращенности к проблематике труда, трудовых отношений. Выступая на последнем заедании парламента, я отметил, что острота ее (этой проблематики) неимоверно высокая. Замечу еще раз: полной оплаты труда нет (и это становится своеобразной "бедой" всей страны); нет рационального использования труда; активность участия в труде – падающая; имеет место незначительная реализация доходов от производительности труда (производительность труда тоже падающая в значениях, если учитывать ценовой рост).

В целом, в трудовых отношениях в значительной степени потеряна регулирующая основа с позиции экономической эффективности и реализации социальных гарантий. Методами регулирования необходимо способствовать большей экономической эффективности, а значит – экономичности; доступности условий труда; безопасности труда.

Ухудшение экономического положения работающего человека – это фактор, который требует к себе большого внимания. В чем причина? Хуже стали работать или управление работодателей трудом стало менее эффективным? Отмечу еще раз, что необходимость повышения оплаты труда – возрастающая, но происходит обратное движение, т.е. смещение в сторону несбалансированности оплаты труда, условий труда, социальных гарантий. Разрыв связей между ними – значительный, и это создает неустойчивость в трудоотдаче и оплате труда. Состояние труда в республике и трудовой деятельности не способствует качественному сдвигу в производствах. Торговая трудовая деятельность развилась сильнее, но теперь тоже столкнулась с соответствующими ухудшениями ситуации.

Низкая оплата труда длительно консервируется и отрицательно влияет на оплату труда в целом, доводя ее до прожиточного минимума. Ориентация на минимум оплаты труда (заработной платы) вызывает не только процесс падения в целом оплаты труда, но делает уязвимым механизм использования самого прожиточного минимума в управлении трудовыми, экономическими и социальными отношениями. Возникают дополнительные опасности такого использования в расчетах как прожиточного минимума, так и зарплат. Более того, длительная консервация низкой оплаты труда и падение показателей оплаты труда в экономике ослабляют предъявляемые требования не только к улучшению условий трудовой деятельности, но и ее производительной отдачи.

Полнее следует учитывать, что долгосрочное снижение оплаты труда не замыкается на уровне номинальной денежной составляющей. Есть проблематика покупательной способности зарплатных денег, формирующаяся с одновременным ростом потребностей и необходимости их удовлетворения. Растущие потребности, как правило, объективны, и это активизирует мотивацию труда, интересы в трудовой деятельности. Продуктивность этих составляющих трудовой деятельности аккумулируется в росте производительности труда, в которой присутствует необходимость увеличения оплаты труда. В таком измерении не следует путать проблематику относительного сокращения количества занятых трудом (падающий спрос на труд в результате технической и технологической модернизации) и обязательности организации трудовой деятельности трудоспособного населения.

Вопросы предпринимательства и бизнеса

Они тоже заслуживают сверхпристального внимания. Поясню, в каких направлениях и как. Во-первых, беспокоит то, что падает оборот малого бизнеса. Причина: падающие доходы основной части населения республики с одновременным ростом цен. Потребительский спрос есть, но потребление основных товаров и услуг резко ограничивается в силу нехватки денежных доходов и покупательской способности людей. Во-вторых, беспокоит и то, что количество малых предприятий сокращается, многие полузакрытые. Причин множество: нет оборота (покупок-продаж), высокие налоги, сборы, штрафы (пандемия и штрафы усиливаются, а помощь и поддержка государства – недостаточны и не до всех доходят…).Объемные платежи растут, сборы не уменьшаются, а штрафы "ползут" вверх за счет числа выявленных нарушений. Неверен посыл, что малый бизнес выходит из стагнации, адаптировавшись к пандемии. К сожалению, это пока не так!

Одна из важнейших задач – улучшение землепользования

Обращаю внимание на следующие проблемы. Во-первых, отсутствует полнота данных (сведений) о землях разной категории. Еще внимательнее надо отнестись к кадастровой оценке земель и соответствующей их зарегистрированности. Это касается всех категорий земель, а не только сельхозназначения.

Во-вторых, вопросы правоустановления в использовании земель. Какова документальная основа правоустановления, ее достоверность, состав людей, имеющих такие права. В-третьих, продажа земельных участков (есть проблемы…). В-четвертых, арендная плата в землепользовании (она заложена изначально по неправильно определенной норме…).

Бюджетная проблематика

Разумеется, она тоже имеет свои составляющие. Федеральных денег в республику поступает больше и больше. Только за 2021 год их поступило более чем на 70% от общих доходов. Еще поступит 3,7 млрд рублей из федерального бюджета, в результате доходная часть вырастет до 46,3 млрд рублей, а расходная до 47,2 млрд рублей. В планах предусмотрено в 2022 году поступление 4,7 млрд руб. федеральных бюджетных денег. Надеюсь, что доходы бюджета республики будут еще более расти. Но есть проблематика экономической и социальной эффективности используемых средств… По местным бюджетам: социальные выплаты улучшились; субсидий поступает больше; местные налоги – заметное улучшение показателей. В результате строительство школ, больниц, поликлиник, амбулаторий, ФАПов, детсадов, газификация значительно улучшились за последние годы.

Что отстает касательно местных бюджетов?

Нет достаточной экономической базы для трудовой деятельности; местные дороги – нет их обустроенности, современного ремонта (ремонт местных дорог не может финансировать местная администрация – нет денег, бюджеты дефицитные…).

В заключение укажем, что отраженная в данной публикации проблематика заслуживает еще большего внимания с позиции улучшения общественного благосостояния людей в республике. Существует тесная положительная связь между тем, что есть в реальности производства, уровне экономической отдачи, совершенстве трудовых отношений, бизнес-предпринимательских практик и улучшением жизни людей. Однако нельзя забывать, что все факторы модельного развития срабатывают через деятельность людей, что подлежит дальнейшему совершенствованию.

Автор: .

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 744

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика