– Батраз Дударович, расскажите о содержании поддержанных нашим парламентом законопроектов.
– Это изменения в действующие законы "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семей и одиноких граждан для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Первый из них наделяет правом на дополнительные меры господдержки мужчин, воспитывающих детей в одиночку, и предусматривает переход права на эти меры к одному из супругов или детям в случае смерти другого супруга.
В случае принятия поправок они будут распространяться на граждан, воспитывающих детей, родившихся 1 января 2007 г. и позже. Кроме того, это право получат родители, воспитывающие детей, рожденных для них суррогатными матерями начиная с 1 января 2020 г.
Второй законопроект предусматривает для малоимущих граждан отмену налога на доходы физических лиц, которые равны минимальному прожиточному минимуму в данном субъекте РФ.
Подобная практика сегодня приводит к тому, что доходы граждан, получающих пособия в размере прожиточного минимума, после вычета из них подоходного налога оказываются ниже установленного государством же уровня прожиточного минимума!
– Есть ли еще законопроекты социальной направленности, внесенные в Госдуму фракцией вашей партии?
– Да, скоро депутатам нашего парламента предстоит обсуждать еще три проекта федеральных законов, идущих одним "пакетом". Головной законопроект вносит изменения в Закон "О базовом доходе семей, имеющих детей", а два других – изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы – обеспечивают его финансирование.
Первый законопроект предлагает установить ежемесячную выплату в 10 тысяч руб. каждому члену семьи, в которой рождены или усыновлены первый и последующий дети при условии, что все они – граждане нашей страны и постоянно живут на ее территории.
В случае принятия закона выплата будет идти до момента исполнения 18 лет младшему из детей и ежегодно индексироваться на индекс роста потребительских цен не позднее 1 февраля очередного календарного года.
Сегодня за чертой бедности находятся около 18 млн наших сограждан, и 82% из них – это семьи с детьми. Всего же в стране 42 миллиона семей с детьми. Таким образом, закон может охватить до 60 миллионов человек, а потребуется на это 7,2 триллиона рублей.
– Где же взять такие огромные средства?
– Это и есть главный вопрос данного пакета законов, на который он сам и отвечает – в фонде национального сбережения (ФНС). А для этого его необходимо сначала создать, для чего требуется внести изменения в Бюджетный кодекс.
В соответствии с ними 90% дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета ежегодно будут идти на формирование фонда национального сбережения, а 10% – существующего фонда национального благосостояния (ФНБ).
– Не получится ли так, что мы просто "проедим" средства ФНБ и у нас ничего не останется на структурные реформы или "черный день"?
– Во-первых, надо понять, насколько эффективен ФНБ. Объем его средств составляет около 14 трлн руб., или примерно 12% ВВП страны. Эту сумму специальная государственная организация вкладывает в различные активы со средней годовой доходностью… 1,6%.
В результате страна только от инфляции ежегодно теряет от 1 до 11,3% этой суммы!
По новому закону средства фонда национального сбережения подлежат обособленным учету и управлению.
Во-вторых, разработчики пакета законов продумали и новый источник пополнения федерального бюджета взамен тех расходов ФНС, которые будут направлены на поддержку семей с детьми.
Предлагаемые изменения в Налоговый кодекс устанавливают дифференцированные налоговые ставки на большой перечень экспортных сырьевых товаров взамен действующего сегодня возмещения их производителям налога на добавленную стоимость.
Это обеспечит более справедливое налоговое регулирование, направленное на максимальное привлечение дополнительных доходов, передаваемых в федеральный бюджет от природных богатств страны.
В результате объем дополнительных доходов бюджета может достичь 1,8 триллиона руб.
Таким образом, принятие названного пакета законов – это комплексное и финансово сбалансированное решение. Оно кардинально улучшит демографическую ситуацию, снизит уровень бедности и социального неравенства, повысит экономический рост и при этом не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.