[B]Самое простое, что есть в дистанционном обучении – это включить компьютер/телефон. И хотя первый вопрос в родительских чатах в эти дни звучал "А кто же настроит детям онлайн-уроки, если мы будем на работе?", ответ на него очевиден – сами дети. Большинство ребят, даже учащиеся 1-2 классов, если еще и не владеют техникой использования гаджетов, то очень быстро освоят нехитрую для их поколения науку. Логичнее, если бы мамы и папы искали ответ на другой вопрос – как мотивировать детей учиться на дистанте?[/B]
Мы все с вами надеялись, что в нашем лексиконе формулировка "дистанционное обучение" отныне будет появляться исключительно по добровольному желанию потенциальных онлайн-учеников, но эпидобстановка корректирует наши планы… К такому формату привыкшие учить и учиться в традиционной школе ни педагоги, ни дети, ни уж тем более родители привыкать не хотят. Однако сейчас уже есть определенные рекомендации, которые могут стать весомым подспорьем для продуктивной работы, когда между учителем и учеником встает экран телефона или монитор ноутбука.
Фундаментом для любого способа обучения является мотивация. Результат зависит от того, что вы будете использовать в качестве механизмов для стимулирования. Страх, материальные стимулы, оценки, прогнозы на будущее, соревнования, борьба за первенство – это факторы внешней мотивации, они нестабильны и часто ориентированы на негативные стороны личности: зависть, тщеславие, жадность. Как отмечают специалисты, стойкий эффект имеет внутренняя мотивация, осознанное и радостное стремление к знаниям, как к источнику бесконечного развития, самореализации, поиска и достижения сопутствующего успеха. Такую мотивацию можно назвать когнитивной мотивацией. Да, это наиболее сложная мотивация для ребенка, который еще не осознает себя самостоятельной личностью, не понимает своего места в социуме. Более того, он не понимает (а взрослые зачастую не могут объяснить), как знания из биологии или физики могут помочь ему стать успешным и счастливым.
Проще всего использовать материальное стимулирование: "Если ты будешь хорошо заниматься, то в конце четверти мы купим тебе скейтборд". Но оно ситуативное, и после получения желаемого у школьника снова пропадает интерес к учебе. Стоит попробовать включить в ребенке внутренние мотиваторы, которые имеют долгосрочный эффект: "Получение знаний нужно для осуществления мечты", "Новые знания делают тебя более самостоятельным". В качестве аргументов можно использовать еще такие примеры как "расширение пространства существования школьника", "помощь в поиске своего призвания", "знания научат тебя ориентироваться в любых ситуациях", "помощь в приобретении уверенности в себе".
Конечно, перевести детей от стадии внешней мотивации, когда их побуждают учиться дедлайны, оценки и похвала, к мотивации внутренней – когда ребенок учится, потому что ему очень интересна тема, потому что ему нравится процесс обучения и те результаты, которые он получает – дело не одного дня. Но, возможно, именно очередной этап дистанционного обучения мотивирует самих родителей на такие диалоги с детьми. Вспомните свой первый опыт: вы тогда потратили немало нервных клеток с этими онлайн-уроками, а итог оказался весьма сомнительным и для вас, и для ваших детей.
Очень важно в детском онлайн-обучении создавать комфортную образовательную среду. Это, конечно, зависит во многом и от педагога. Ребенку нужно, чтобы он чувствовал, что его здесь принимают, даже если он совершает ошибки. Более того, совершать ошибки здорово, потому что через них мы все учимся и лучше запоминаем учебный материал.
В беседах с малышами и подростками не используйте примеры из учебников советских времен. Пытаясь мотивировать школьников к учебе, показывайте, как они смогут использовать новые знания на практике. Например, что изучение процентов поможет выбрать игрушку по более выгодной цене.
Безусловно, это все отнимает время и силы, которых и так у уставших после работы родителей не много. Но сегодняшние ваши энергозатраты – лучшая инвестиция в будущее своего ребенка: согласитесь, смысл заработать и оплатить ему образование в дорогом вузе, если у него не будет никакого интереса к учебе? Не откладывая на завтра, начните сегодня интересоваться делами и успехами детей: спросите, о чем ребенок узнал на уроке. Так, рассказывая, он снова обращается к знаниям и лучше запоминает их. А еще лучше спросите, как он чувствовал себя во время занятия, какие эмоции испытывал, о чем думал после урока – это, в том числе, поможет сформировать и обратную связь для педагога. Причем это важно и как для малышей, так и для старшеклассников. Помогайте при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавляя самостоятельность и инициативность. Попробуйте донести до школьника, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то недоучил, недоработал), но при этом чаще хвалите их за маленькие и большие достижения. Все это эффективно работает при традиционном формате обучения, но особенно оно важно при дистанционном – дети не должны ощущать, что они находятся одни в своем онлайн-пространстве.
Возможно, многие взрослые скажут, что не услышали для себя ничего нового. Но это – теория, а применяли ли они ее на практике? Вот это точно будет что-то новенькое – и для детей, и для родителей.