[B]У каждого из нас, наверное, есть учителя, чьи имена мы проносим через всю жизнь. Для Тамары РАМОНОВОЙ – педагога Луковской средней школы Моздокского района, такими людьми были Алихан Иосифович КАЛОЕВ и Ирина Петровна БУЛГОВА. [/B]
"Именно они и вдохновили меня на выбор будущей профессии, да и атмосфера в доме сыграла роль, – рассказывает Тамара Владимировна. – Я родилась и росла в учительской семье в с. Веселом Моздокского района. Мама, Ольга Иордановна – была учителем начальных классов. Папа, Владимир Тимофеевич, работал бригадиром стройбригады в колхозе "Красная Осетия", прошел всю Великую Отечественную войну. Нас было четверо детей, я – самая младшая. Два моих брата – тоже педагоги с большим стажем работы. Старший, Александр Владимирович, преподавал в 13-м училище, потом в Веселовской средней школе, откуда ушел на пенсию. Другой брат, Борис Владимирович, был директором Луковской средней школы, потом Веселовской, а впоследствии – заместителем главы АМС Моздокского района. Еще один брат пошел по стопам отца и стал строителем. В нашем доме всегда была хорошая библиотека, а важным ритуалом в семье было чтение периодической печати и художественной литературы. Родители привили нам тягу к знаниям, приучили к труду". Эти качества Тамара Владимировна передала и своим детям, вместе с супругом Эдуардом вырастили сына Ахсара и дочь Елену.
А начинала свой путь в профессию Тамара почти полвека назад. В 1973 году после окончания 10-летки поступила на исторический факультет СОГПИ (ныне СОГУ им. К. Л. Хетагурова). Успешно окончив его в 1979 году, сразу же стала работать в Луковской школе учителем истории. "С тех пор там и работаю. Не жалею, что выбрала эту профессию", – делится Тамара Владимировна и добавляет: "6 лет назад я переквалифицировалась и получила в СОРИПКРО (Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования) диплом преподавателя осетинского языка и литературы.
За более чем 40 лет служения школе через заботливые руки Тамары Рамоновой прошли тысячи детей.
"Приходится идти в ногу со временем, осваивать современные программы и технологии, и даже видеосъемку. Ученики мои часто принимают участие в конкурсах, направленных на сохранение и развитие осетинского языка. Считаю очень важным, чтобы дети знали родной язык. Большое внимание в работе уделяем воспитанию патриотизма, национального самосознания у школьников. Образовательный процесс не ограничивается одними уроками за партой, вне школы ходим с учениками на экскурсии, в походы. Правда, в последнее время в связи с пандемией занятия проходят онлайн, относимся к этому с пониманием", – говорит Тамара Владимировна.
И все же главный урок – это сама жизнь, считает она. Поэтому учит своих учеников относиться ко всему с добром, быть милосердными, уважать друг друга, не проходить мимо чужой беды.
"Начинающим педагогам хочу пожелать не изменять своей профессии, любить детей и выбранную специальность, перенимать опыт старших, быть в тесном контакте с коллегами, – сказала Тамара Владимировна. – Я могу с уверенностью сказать, что свою профессию выбирала сердцем. С каждым днем приходило осознание того, что не зря выбрала этот путь".