Еще бы! После всех сегодняшних "шедевров", которыми нас в прямом смысле давно уже перекормило телевидение, и вдруг... такое... После надоевших до чертиков дешевых детективов в самом гадком понимании этих слов, после всех "натуралистических" сцен, без которых не обходится ни один из "уважающих себя" теперешних режиссеров, и вдруг... то, что преподнес, нет, подарил нам Аслан...
Щедрый подарок
В этот раз, к моему счастью, яндекс-диск не подвел, и я посмотрела фильм о Чике два раза подряд. Честно говоря, сначала был некоторый страх, даже недоверие. Все же тридцатые годы прошлого века, Чегем, Сухум, в общем-то, чужая земля, мальчик Чик... Но опасения оказались напрасными. И фильм воспринимается на одном дыхании, хотя в нем вовсе нет ни острого сюжета, ни намека на какой-либо пафос. Показана обыденная жизнь... Жизнь самых что ни есть простых людей, каких рядом с нами и сегодня абсолютное большинство. А вот после увиденного хотелось серьезно подумать, что в нынешние отнюдь не прогрессивные для
отечественного кино времена случается, прямо скажем, довольно редко. В самом деле... Кино и... память. Чаще складывается совсем иное: на следующий же день с трудом вспоминаешь то, что увидела накануне. А тут у Аслана – совсем другое.
Чик... Обыкновенный сухумский подросток, изо всех сил желающий разобраться в сложной жизни взрослых, в том, что рядом. Что-то у него получается, что-то, увы, вовсе нет. Мальчик еще наивен, удивительно чист, неопытен, добр. Ему так хочется верить людям, видеть в них лишь хорошее, светлое, красивое. Но, к большому сожалению, жизнь – не райские кущи и порой, такая суровая и безжалостная, показывает подростку и свою оборотную сторону.
Меня как зрителя многое поразило в фильме. Во-первых, то, как бережно относится режиссер к своему юному герою, как Аслан тонко понимает психологию подростка, как умеет убедить и нас в том, что воспитывать ребенка следует с самого раннего детства. И прежде всего это должна делать семья – родители, близкие люди, старшие фамилии, рода. Без излишних назиданий, надоедливой морали. Личный пример взрослых, их прямая ответственность за своих ребят, желание узнать, чем живет чадо, что любит, что приносит ему радость и огорчение. И умение старших РАЗГОВАРИВАТЬ со своими детьми... Без постоянных окриков, без апломба, без ссылок на свою вечную занятость, без упреков в иждивенчестве и инфантильности.
Во-вторых, Аслан показывает в фильме и огромную роль друзей-соседей, с которыми подросток общается каждый день. Перед нами обычный сухумский двор, больше похожий на огромную коммунальную квартиру, где все знают друг друга, где готовы помочь, где заботятся не только о собственных детях, но и о ребятишках, живущих рядом. Одним словом, соседи – это по-настоящему родные люди.
Смотришь фильм Аслана и лишний раз убеждаешься в том, что самое главное в нашей жизни вечно, часто оно вовсе не зависит от времени. Это воспитание человека, которое корнями должно уходить в благодатную почву, а начинаться – с любви к родному дому, родной земле, родному очагу...
Меня как зрителя приятно удивило то, как бережно, как точно передан интерьер тех лет: вот они, до боли знакомые вещи, которые долго-долго верно служили целым поколениям людей: и диван с резными полочками, и старенькое трюмо, и стол, покрытый чистой скатертью, и даже чугунный утюг, который, думаю, хорошо помнит старшее поколение. А песни гор, а чудесные, неповторимые кавказские пейзажи, так радующие наши сердца и души! И все это подано ненавязчиво, с такой откровенной любовью. И на все это мы смотрим чистыми глазами подростка Чика, который буквально впитывает в себя все то лучшее, что с ним рядом...
А ведь в жизни мальчика только что произошла страшная трагедия – арестован отец. Репрессии безжалостно коснулись Абхазии. Подросток пытается разобраться в жизненных перипетиях. Но как распутать все узлы? И Аслан вместе с оператором фильма очень удачно обыгрывают все психологические сцены, крупным планом показывая глаза ребенка, в которых отражается все-все-все: и испуг, и недоумение, и боль, и радость, и тревога, и попытка казаться независимым и взрослым, и многое, многое другое.
И еще я была приятно удивлена тем, как правильно, осторожно, без какого-либо нажима были показаны наши лучшие кавказские обычаи, традиции, как воскрешена ПАМЯТЬ о том (это было сделано через сказания и мифы), что было, и как передана мечта о завтрашнем дне. Правильно говорят: Кавказ – наш общий дом, Кавказ многолик, но един. И хотя действие происходит в Абхазии, прекрасно понимаешь, как много у наших народов общего, созвучного, неделимого. Это и почитание старших, и любовь к своей малой родине с ее удивительным фольклором, с ее людьми, с ее неповторимой историей. И еще с огромным желанием мудрых старших видеть свою молодежь глубоко нравственной, уважающей и знающей родной язык, помнящей национальные традиции, умеющей всегда постоять за землю своих предков.
Что еще так подкупает в фильме Аслана? Это очень бережная передача мыслей самого автора – Фазиля Абдуловича Искандера – о том, что каждый человек должен непременно пройти свой жизненный путь достойно. И многих героев фильма есть за что уважать. Пусть они вовсе не рыцари на белых конях, не "золотая молодежь" (не эдакие мажоры), а обычные труженики, так похожие на тех, кто и сегодня с нами рядом, с кем мы постоянно общаемся. Они – те, у кого явно стоит поучиться, пожалуй, самому главному: любви, уважению друг к другу. Ведь остаться ЧЕЛОВЕКОМ независимо от обстоятельств, времени, эпохи – не это ли самое трудное... А зла, зависти, клеветы, обид, глупости хватало всегда; этого "добра", к великому сожалению, так много рядом с нами и сегодня. Но ведь есть, есть, есть в людях и совсем иное: открытость и доброта, гостеприимство и чистота души, желание и способность понять другого. Только это надо уметь увидеть и оценить, запомнить и защитить. Так, как это умел Ф. А. Искандер, так, как это сделал в своем фильме А. Галазов. И еще режиссер прекрасно показал нам, как надо учиться настоящей культуре, как надо постигать таинство культуры другого народа. А скажите, пожалуйста, разве все это не явные достоинства фильма?!
Авторское кино
А теперь немножко о другом. Если бы меня спросили, зрительское или авторское кино "Детство Чика", я бы точно остановилась на втором варианте. Чем же одно отличается от другого? Зрительское кино – фильмы, ориентированные прежде всего на массового зрителя, так называемые блокбастеры, высокобюджетные картины, получившие широкую популярность. Чаще всего в их основе лежат определенные истории и переживания. Продюсерам и кинокомпаниям такие фильмы необходимы прежде всего для получения прибыли: это "кассовое" кино. Чаще всего зал при этом отдыхает и развлекается.
А авторское кино выражает очень определенное и конкретное видение одного определенного человека – режиссера.
Вспомните фильмы Микеланджело Антониони, Франсуа Трюффо, Роббера Брессона, Михаила Калатозова, Андрея Тарковского, Киры Муратовой, Алексея Балабанова... Авторское кино – это, скорее, психологическое исследование души отдельной личности. Правильно говорят: смотреть авторский фильм – это как читать сложную литературу. А ведь далеко не каждому, признайтесь, такое дано. К этому, по-моему, нужно быть в чем-то подготовленным. Разве любой сможет верно оценить, например, толстовскую эпопею "Война и мир", или булгаковский роман "Мастер и Маргарита", или "Котлован" Платонова?.. Так вот зрительское кино подпитывает индустрию деньгами, а авторское – нащупывает дальнейшие пути развития искусства, ведет творческий поиск, который часто, может, и не пользуется столь огромной популярностью, кое-кому даже кажется убыточным, но зато у него есть шанс стать шедевром искусства, найти собственное лицо, обрести личный почерк. А это ли не важно и не ценно?! Не зря авторское кино часто называют режиссерским, потому что абсолютно все в нем проходит через душу и сердце самого Мастера.
Однако все в нашей жизни сегодня быстро меняется. И потихоньку грани между зрительским и авторским кино стираются. Это бросается в глаза и, честно говоря, очень радует. Хороший режиссер снимает сегодня фильмы, доступные практически ЛЮБОМУ человеку. И как мне кажется, Аслан Галазов в своем "Детстве Чика" всегда помнил об этом: уважение к зрителю неизменно присутствует буквально в каждом отснятом им эпизоде. И в то же время в картине вовсе не чувствуется какая-либо погоня за дешевизной, за лжепопулярностью. Здесь режиссер поднимает зрителя ДО себя, а не работает в угоду тем, кто под хруст попкорна эдак через плечо смотрит его фильм, приходя в зрительский зал явно развлечься.
Труд режиссера. Он такой многоплановый. И работа эта командная. Операторы, композитор, художники-дизайнеры, костюмеры, гримеры, декораторы, монтажеры... да разве назовешь всех?! А определиться с актерами... Нет, обо всем в статье не расскажешь... На мой взгляд, Аслан отлично справился с этим огромным грузом. А ведь все давалось непросто. Вот только один из примеров. Работая с главным героем фильма, Галазов прекрасно понимал, что подросток в любое время остается еще ребенком, хотя и пытается казаться взрослым. Однако ему присущи и шаловливость, и хитрость, и стремление подражать старшим, и желание казаться более значительным и самостоятельным. И еще это вечное "почему?", на которое старшим нужно непременно ответить, хотя сделать это порою ох как сложно... И Аслан смог передать все свои намерения тому, кто играл его Чика, и сделал это так тонко и умело, что ни йоты фальши не чувствуется в юном исполнителе.
Дорога Чика
Вот как рассказывает об этом сухумский корреспондент Виталий Шария – главный редактор независимой газеты "Эхо Абхазии", член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии. Впервые фильм был показан в октябре 2021 года. Просмотр предварила встреча творческого коллектива со зрителями. Со сцены Русского театра драмы к собравшимся обратились ведущие деятели культуры, в том числе министр культуры республики, гости из Москвы, вице-президент Абхазии. Представили и актеров, которые были задействованы в фильме. Они служат в основном в Сухумском русском драмтеатре и еще – в государственном молодежном. Вспомнили и тех, кто был связан с искандеровской прозой в советско-российской фильмографии. Это и Г. Хазанов, и В. Гафт, и А. Самохина, и А. Петренко, и С. Никоненко, и А. Джигарханян... Кстати, Ф. Искандер, к счастью, успел увидеть сценарий А. Галазова. Автор горячо одобрил его, хотя обычно весьма сурово оценивал опыты экранизации своих произведений. Труд Аслана был удостоен премии в соответствующей номинации, учрежденной Русским Пен-центром, а Министерство культуры России профинансировало съемки фильма.
Главную роль – роль Чика – блестяще сыграл сухумский школьник Давид Цулукия. И, что мне показалось очень знаменательным, один из зрителей, близкий друг Фазиля Абдуловича, при обсуждении картины заметил, что в ней постоянно звучит живой голос самого Искандера, ощущается дыхание автора, его уважительное, бережное отношение к людям. Ну а вердикт после первого просмотра был однозначным – этот фильм достоин быть представленным на любом международном фестивале любого уровня. И как можно с этим не согласиться?! Как можно этому не порадоваться?!
Талантам нужно помогать
И еще я абсолютно уверена в том, что нужно беречь и ценить наши национальные таланты и дарования, непременно помогать им осуществлять свои мечты и планы, не разбрасываться ими, не оставаться к ним равнодушными. Только в таком случае можно во весь голос говорить о развитии той высокой культуры, без которой мы никогда не станем значительнее, богаче и лучше. В таком внимании у нас в Осетии нуждаются многие люди, серьезно занимающиеся творчеством. И Аслан Галазов – в их числе. Эх, если бы в нашей республике понимали это... Наверное, не в зале торгового центра нашлось бы место для полнометражного фильма нашего осетинского режиссера (где же ты, где, любимый всеми кинотеатр "Октябрь"?!) И еще, наверное, давным-давно осуществились бы многие творческие планы этого талантливого режиссера и не было бы в его жизни стольких потерянных лет простоя. Не зря же фраза "талантам надо помогать – бездарности пробьются сами" так актуальна и сегодня. Но это все мечты, мечты... Осуществимы ли они? Или долго еще мы будем только рассуждать о развитии культуры? Да куда же деться от этого давно надоевшего бла-бла-бла?! Однако, как говорится, поживем – увидим. Что же еще остается?!
Ну а пока я не перестаю повторять: "Браво, Искандер! Браво, Аслан! Здравствуй, Чик!"