[B]Давно уже в мире не существует разделения на женские и мужские профессии. Женщины могут служить в армии и в полиции, преподавать и лечить людей. Если говорить о композиторском искусстве, то и в нем немало представительниц прекрасного пола. [/B]
Одним из выдающихся композиторов Северной и Южной Осетии является народная артистка РСО–А Зинаида Савельевна Хабалова. Ее имя значится в Книге рекордов Гиннесса как автора-женщины, написавшей 19 симфоний.
Музыкальная карьера Зинаиды Хабаловой началась, когда она еще была ребенком. Будучи ученицей начальной школы, пробовала сочинять первые произведения. С 11 лет Зинаида Савельевна работала пианисткой в Юго-Осетинском драматическом театре им. К. Хетагурова, там же спустя время стала концертмейстером.
После окончания Орджоникидзевского училища искусств Зинаида Хабалова поступила в Тбилисскую государственную консерваторию в класс композиции профессора А. Шаверзашвили. А дипломной работой ее была трехактная опера "Фатима" по поэме Коста Хетагурова, впоследствии ставшая ее визитной карточкой.
В 60-е годы прошлого века Зинаида Хабалова преподавала музыкально-теоретические дисциплины и фортепиано в Детской музыкальной школе г. Цхинвала, а в 70-е ее назначили руководителем вокально-инструментального ансамбля "Бонварон". Ни одно мероприятие в Южной Осетии не обходилось без участия коллектива. В свое время в нем выступали такие известные личности, как Ахсар Джигкаев, Тимур Харебов, Гога Гучмазов, Тимур Тедеев.
С 1977-го по 1985 год Зинаида Хабалова – член Союза композиторов Грузии, а с 1990-го по 1991-й – состояла в правлении Союза композиторов Северной Осетии. Кроме того, Зинаида Савельевна вела насыщенную музыкально-общественную жизнь. Еще в 70-е годы была председателем президиума Юго-Осетинского музыкально-хорового общества, а с 1990 года − организатором и президентом международного культурного центра "Арфа".
Первые профессиональные произведения в творческой биографии Зинаиды Савельевны появились еще в середине прошлого столетия. Это песни "Гауыз" ("Ковер"), "Гыцци" ("Мама") и романс "Булымаргъ" ("Соловей"). Арии и хоровые сцены оперы "Фатима", которые Зинаида Хабалова написала еще в консерватории, звучали на отчетных концертах Союза композиторов СССР и Грузии, юбилеях композиторов в Октябрьском, Колонном залах Дома Союзов, во Владикавказе и Бишкеке.
В конце 80-х годов Зинаида Савельевна написала симфонии, в которых воспевала любовь к Осетии, к кавказским народам: "Семь черкесок", "Коста Хетагуров", "Аланы", "Уастырджи", "Садот", "Цхинвальская" и другие.
Вокально-хоровая музыка составляла важную часть творчества Зинаиды Хабаловой. Композитором были написаны романсы "Девичья лирическая", "Романс", "Счастье" на стихи К. Хетагурова, "Здравствуй снова, Осетия!" на слова Д. Давиташвили. Кроме того, Зинаида Савельевна является автором сочинений для фортепиано, оркестра, камерно-инструментальной музыки и музыки к спектаклям.
Своими воспоминаниями о Зинаиде Хабаловой поделился ее друг, художественный руководитель Юго-Осетинского государственного драматического театра Тамерлан Дзудцов: "С Зинаидой Савельевной я познакомился в 90-х годах, когда она давала большой концерт в Доме Союзов в Москве. Она была очень интересным человеком и талантливым композитором. Всю свою жизнь посвятила родной Осетии. Во время наших встреч Зинаида Савельевна играла мне свои произведения, подробно рассказывала их содержание, объясняла структуру. Помню также наше интервью, которое я брал для журнала "Цхинвал". Очень интересным оно получилось. Зинаида Савельевна казалась суровой и строгой, но в то же время была очень добрым, отзывчивым и душевным человеком".
3 марта народной артистке РСО–А исполнилось бы 85 лет. Ее не стало в 2016 году, но память о ней всегда будет жить в ее произведениях.