– Диана Михайловна, насколько остро сегодня стоит проблема защиты сбережений граждан?
– Эта проблема имеет две составляющие – экономическую и технологическую. К первой относятся вопросы знания гражданами правил получения потребительских кредитов в банках и микрофинансовых организациях (МФО) и правильного расчета своих финансовых возможностей по их погашению. Здесь есть риски значительных финансовых нагрузок и потерь от невыгодных условий кредитования.
Вторая связана с безопасностью ваших сбережений при работе через мобильные банковские приложения. Здесь возникают риски стать жертвами киберпреступников.
– Расскажите о них подробнее.
– Сегодня мы все больше пользуемся возможностями получения заемных средств для решения своих экономических проблем или удовлетворения желания купить то или это. Кредит – это удобно, но только если он получен на выгодных или хотя бы приемлемых для вас условиях. В противном случае вас ждут неприятности и, возможно, большие.
Во избежание этого кредитор обязан дать вам полную и достоверную информацию о различных условиях кредитования, предложить для ознакомления типовую форму договора выбранной вами формы кредита, изложить его содержание доступно и понятно.
Договоры не могут содержать условия, нарушающие установленные законом права потребителя, и не должны навязывать дополнительные платные услуги, например, страхование сделки.
На руки выдаются только индивидуальные условия договора. При заключении такого договора через Интернет вы можете ознакомиться с его условиями на сайте кредитной организации.
– Это общие правила, а каковы конкретные условия?
– По закону процентная ставка по кредитам не может быть больше 1% в день в банке и 2% в МФО. То есть годовые проценты составляют 365 и 730% соответственно. Это огромные, неподъемные проценты!
Отказаться от уже заключенного договора кредитования можно без оплаты процентов в течение 14 дней, а свыше 15 дней – с уплатой процентов за фактический срок кредитования. Для этого необходимо письменно проинформировать банк о вашем желании досрочно погасить договор кредитования.
Многие банки и МФО требуют заключить вместе с договором кредитования и договор страхования. От него можно отказаться, при этом изменение условий договора является нарушением закона.
Расторгнуть договор страхования и вернуть денежные средства также можно в течение 14 дней. Однако для этого требование надо послать страховщику, а не в банк.
Закрывая кредит в банке, необходимо взять справку о закрытии. В противном случае вскоре вас заставят платить за пользование кредитом, хотя по факту вы его уже выплатили!
– А что надо знать про микрозаймы, которые раздают на каждом углу за пять минут?
– Это быстрое решение срочных денежных проблем, но уже вскоре они могут создать вам еще бóльшие проблемы. Эти кредиты очень дороги и создают высокую нагрузку на ваш бюджет.
Если все же микрокредит вам так необходим, узнайте все условия его выдачи! Не зная этого, вы, скорее всего, окажетесь в долговой яме и получите финансовые и психологические проблемы.
Главное – это процентная ставка и срок займа. Не идите в первую попавшуюся контору микрозаймов, изучите разные предложения и выберите самую низкую процентную ставку. Серьезно отнеситесь к оценке срока. Заем на месяц станет непосильным для вас, а просрочка выплаты повлечет большие штрафы.
Деятельность микрофинансовых организаций (МФО) регулируется 42-й главой Гражданского кодекса, законом 151-ФЗ от 02.07.2010 г., а как потребительская услуга – законом о защите прав потребителей.
Обращаясь за займом, сначала надо убедиться, что это вообще не мошенники. На сайте Центрального банка страны есть реестр МФО, найдите в нем выбранную вами контору.
– Давайте перейдем ко второй составляющей – кибербезопасности.
– Мошенники используют много способов для выведывания у вас данных вашей банковской карты. Вам приходит "письмо из банка" с просьбой перезвонить или уведомление о крупном выигрыше, звонят "сотрудники банка" и просят сообщить личные данные.
Вам звонят или пишут от имени ваших родных или знакомых, которые якобы попали в беду, и просят перевести деньги на определенный счет, звонят и сообщают о "проблемах" с вашим счетом – по ошибке списали или зачислили деньги – и предлагают какие-то действия…
Не делайте этого, не выполняйте инструкции мошенников, а сразу звоните в банк или полицию!
Примите меры к защите ваших банковских данных. Не храните данные банковских карт на компьютере или в мобильном телефоне. Установите антивирус на компьютер. При оплате услуг или товаров через банкомат или терминал убедитесь, что на картоприемнике нет посторонних предметов, клавиатура не должна шататься. Вводя пин-код, прикрывайте клавиатуру рукой. Обязательно подключите мобильный банк и СМС-уведомления.
Совершая покупки через Интернет, никому не называйте переданный вам через смс-сообщение секретный код. Не передавайте свои банковские карты другим, даже знакомым.
Объясните все сказанное своим взрослым детям, родителям и родственникам, а еще больше информации о вашей финансовой безопасности получайте на сайте Роспотребнадзора.
– Как часто жители республики обращаются к вам за помощью, становясь жертвами киберпреступлений?
– В прошлом году к нам поступило 15 обращений. Правда, большую часть составили нарушения в предоставлении полной и достоверной информации о кредитовании.
В одном случае МФО превысила лимит по процентам, взимая более 1000% годовых! В двух случаях в договоре вообще не была указана процентная ставка и максимальная сумма кредита.
С тремя потребителями после нашего вмешательства кредитные договоры были расторгнуты. В общей сложности им возвращено 32 тыс. руб.
В одном случае мы помогли расторгнуть кредитный договор без штрафных санкций – пени и удержания процентов по кредиту.
К административной ответственности за нарушение прав потребителей – введения в заблуждение и ущемление прав – привлечено два банка и одна МФО.
Также нами выдавались предостережения о нарушениях прав потребителей и прекращении этих незаконных действий.