Мои личные многолетние наблюдения позволяют сделать небольшой вывод: до тех пор, пока все школьники, а вместе с ними и их родители, будут сходиться в стереотипном мнении, что жизнь подростка-старшеклассника сводится исключительно к беспрестанному штудированию учебников, у ЕГЭ будет сохраняться мифический образ какого-то непреодолимого препятствия. Каждый год вокруг все больше и больше примеров, когда ребята воспринимают экзамены – как вполне закономерную проверку регулярно (!) получаемых знаний. Однако для такого восприятия школьнику нужно чуть больше, чем просто тренировка на демо-версиях экзамена. Ему нужны хобби, увлечения и возможность, а точнее даже приобретенный навык – переключать виды деятельности. Это подтверждают не только специалисты, включая психологов, но и статистика: подростки, которые помимо учебы заняты еще каким-либо видом допобразования, будь то спорт, танцы или кружок робототехники, гораздо успешнее сдают ЕГЭ. Да и в целом процесс сдачи экзаменов проходит спокойнее, без лишних нервозов, а подготовка бывает и вовсе структурирована, особенно в отношении рационального распределения времени и ресурсов.
И наш герой-одиннадцатиклассник – лишнее тому подтверждение. Сейчас Азамат Хамикоев активно готовится к Международному форуму научной молодежи "Шаг в будущее", который стартует уже 21 марта. "Совмещать исследовательскую работу с учебой даже интересно и полезно. Наука расширяет кругозор. Знания углубляются, поскольку приходится сталкиваться с новыми областями. Становится интереснее учиться. Научная работа приносит не только моральное удовлетворение, но и материальное поощрение. В прошлом году я стал лауреатом премии главы республики в области науки и техники для школьников, молодых ученых и специалистов. Научная работа дает и возможность "продвижения" – со своими работами можно участвовать в различных мероприятиях. К примеру, я был награжден Почетной грамотой МГТУ им. Баумана на Международном дистант-форуме научной молодежи "Шаг в будущее"-2021 и приглашен ректором Александровым пополнить ряды студентов университета", – рассказал школьник, за плечами которого богатый опыт участия и побед в различных научных конкурсах – от "Ступени в науку" до "КосмОдис-Алания" и "Мой бизнес". Еще бы, ведь исследовательской работой Азамат занимается со 2 класса!
Его научные поиски обусловили и выбор направления для дальнейшей учебы, а, следовательно, – и выбор предметов для сдачи ЕГЭ. "Я решил выбрать два предмета: самый популярный – обществознание, и физику. Она требуется для поступления на многие направления, но меня привлекают те специальности, которые напрямую связаны с этой наукой. Хотелось бы больше углубиться в ее области, посвятить себя созданию различного оборудования, используемого в промышленности. Не исключаю возможности выучиться на инженера и заниматься созданием оборудования для летательных аппаратов".
Кто знает, возможно, программы для управления этими самыми аппаратами будет писать другой одиннадцатиклассник, который также представит Северную Осетию на форуме "Шаг в будущее": Анзор Атаев выбрал для своего будущего вектор развития, связанный с информационными технологиями. Выпускник РФМЛИ – еще один пример, когда учеба и увлечения не конкурируют между собой, а, напротив, помогают в развитии школьника. "Исследовательская работа требует больших затрат времени. Конечно, в старших классах свободных часов все меньше, так как график стал плотнее, но интерес к науке от этого не пропал. Ведь исследования – это опыт работы с научными проектами, знакомства с умными и интересными людьми. Они позволяют углубиться в ту или иную сферу", – рассуждает Анзор, который проверяет свои знания на различных олимпиадах и конкурсах. Он уверен, что залогом успешной сдачи экзаменов являются хорошая школьная база, а также регулярная подготовка к ЕГЭ.
И неудивительно, что с таким системным мышлением Анзор Атаев выбрал для сдачи экзаменов профильную математику и информатику: "Мне интересны технические науки, в частности, информатика – программирование и все, что с ним связано".
Примечательно, что Анзор и Азамат – представители поколения выпускников, которые, в силу эпидемиологической обстановки в стране, не сдавали в 9 классе ОГЭ. Считается, что итоговая аттестация девятиклассников – отличная репетиция перед ЕГЭ, однако, отсутствие такого опыта совсем не смущает ребят. "Да, конечно, хотелось получить объективную оценку своих знаний и обратную связь, восполнить какие-то пробелы, но это не повод для переживаний. В целом, думаю, что это вполне нормально, когда школьник немного нервничает перед экзаменами, даже если весь год готовился. Но я не настраиваю себя на негативные мысли, у меня нет паники: понимаю, что надо просто написать то, что знаю", – считает Азамат. Его сверстник с ним полностью согласен: "Отмена ОГЭ в 9 классе особо не повлияла на мой настрой, я был уверен в этом экзамене. Да и к ЕГЭ отношусь спокойно, не переживаю, так как занимаюсь почти каждый день и уже достиг хороших результатов. К тому же я воспользовался ценными лайфхаками старших товарищей, которые касаются как раз моральной подготовки и поведения на экзамене".
Оба выпускника, помимо основной подготовки в школе, пользуются различными онлайн-ресурсами, например, "Решу ЕГЭ" и сайтом ФИПИ. "При хорошей мотивации можно ко всем экзаменам – и обязательным, и по выбору – подготовиться по бесплатным контентам", – уверен Азамат Хамикоев. А Анзор Атаев добавил, что в случае вопросов всегда можно обратиться к педагогу, который не откажет в помощи.
Не бояться, регулярно готовиться, расширять свой кругозор и быть уверенным в себе и своих знаниях – пожалуй, именно так выглядит формула успеха на едином госэкзамене, выведенная самими выпускниками. И раз уже она не секретная – воспользоваться ею могут все старшеклассники.