Мы попросили прокомментировать ситуацию психолога медицинского центра "Академия здоровья" Анжелу СУАНОВУ:
"Будем реалистичны – в нашем настоящем дети активно начинают пользоваться гаджетами задолго до подросткового периода, и потому, чтобы не допустить внедрения вредоносной информации, уже здесь следует устанавливать правила пользования девайсом. Но первоосновой всегда должны выступать доверительные отношения с ребенком, которыми маленький человек либо будет дорожить и делиться с родителями, либо начнет подвергать себя "мозговому штурму" с задачей: "Как бы обойти родительские запреты?" И поверьте, в последнем случае эти возможности он постарается изыскать.
С учетом нынешней военной и политизированной ситуации, нахождение вместе со своим чадом является родительской святой обязанностью, и реакция на политические воззрения еще не зрелых детей должна быть разной в каждый отдельно взятый период развития детей.
Например, до 11 лет у ребенка вообще не может быть какой-либо даже околополитической позиции, так как еще не развиты соответствующие структуры мозга и психики. Но, если он откликается горячо на всякие мало понятные лозунги, это означает, что его кто-то настроил, научил. И соответственно, жесткое ограждение со стороны родителей от посещения политических и иных мероприятий будет правильным ходом со стороны родителей.
А вот после 12 лет у ребенка начинается новый этап в развитии, и в физическом, и в психическом, что обусловлено гормональным взрывом в период полового созревания. Наверное, многие родители сталкивались с тем, как покладистый ребенок становится агрессивным, неуправляемым. И в этот отрезок времени жесткое родительское ограничение и чрезмерный контроль могут дать противоположный эффект. Именно поэтому доверительные разговоры становятся залогом в выстраивании отношений, когда эмоциональный аспект важнее рационального.
Не надо отмахиваться от неудобных вопросов детей словами "тебе пока рано" или любимое – "вырастешь, сам/сама узнаешь/поймешь". Тем самым вы расписываетесь в собственной неготовности и боязни вести диалог с самым дорогим человеком. И потому следует настраивать себя, родителя, вести беседы "на равных", не страшиться ударить в грязь лицом при неизвестных вопросах, а искать и находить истину ВМЕСТЕ в доверии и даже уязвимости, ведь таким образом вы проявляетесь как настоящий, а настоящим верят.
После 15 лет, в подростковом возрасте, анализ становится преобладающим в интеллектуальной деятельности. Стало быть, в разговоре со своим подросшим чадом упор следует делать именно на критичность мышления, на факты, а не на частные разговоры. Обсуждать волнующие подростка темы со сноской, что на интернет-пространстве часто распространяется деструктивная информация, и "наша с тобой задача каждую новость или событие фильтровать, перепроверять через другие источники, и, конечно, не доверять всему, что видим/слышим, иначе получается, что мы отказываемся думать через свой мыслительный аппарат, а позволяем в него вкладывать сомнительную "инфу" неизвестно кому!".
Блокировка соцсетей Инстаграма и ФБ, на мой взгляд, принесет больше пользы, нежели вреда, поскольку публикуемые материалы, которыми чаще интересуются подростки, являются проявлением жизни напоказ, причем в таком гипертрофированном виде, что клинические симптомы "не за горами"! Ведь отфильтрованные тела и лица, постановочные фото меняют по сути структуру формирующейся психики, незрелые подростки обесценивают собственную жизнь, изводя себя черной завистью к успеху и беззаботности инстаблогеров, чьи материалы на самом деле больше соответствуют девизу: "Важнее казаться, а не быть", а лайки становятся мерилом счастья. Но при отсутствии критичности мышления подросток воспринимает суррогатный мир за реальный, и в сравнении, конечно, проигрывает. И как следствие, стойкий комплекс неполноценности, агрессия, тревожность, депрессия становятся спутниками юношей и девушек. В случае с девочками-подростками к "букету" приплюсовываются еще и анорексия с булемией.
Все перечисленное, к сожалению, не добавляет оптимизма, но однозначно является решаемой задачей. К вышеобозначенным доверительным отношениям предлагаю продумать досуг ребенка и заместить привычку "зависать" в инсте и ФБ альтернативой, в зависимости от предпочтений подростка.
Можно организовать прогулки всей семьей, где сами взрослые периодически будут становиться детьми; можно установить обучающие программы, игры для развития умственных способностей, да и вообще много чего еще можно – хвала вашей фантазии! И тогда, наверняка, махать рукой, и не одной, соцсетям можно будет легко и без сожаления"
Нам удалось взять комментарий и у главного внештатного детского психиатра МЗ РСО–А, заведующего детским отделением Республиканской психиатрической больницы Эрика КОДЗАЕВА:
"Интернет подразумевает такое понятие, как токсичность и поток деструктивной информации. Особенно сейчас, в связи с событиями, происходящими на мировой арене, идет большой поток фейковой и негативной информации. Публикации о проводимой спецоперации стали появляться даже на специальных детских каналах, что, на мой взгляд, недопустимо. Считаю необходимым принять определенные меры, которые будут искоренять тенденцию негативного влияния на психику младшего поколения, так как речь идет о том, что могут случиться изменения в головном мозге под воздействием такой информации. Следует обратить внимание на то, что сейчас Интернет кишит обилием разноплановых "новостей". Что важно и на что нужно обращать внимание?
Постоянно быть в контакте с детьми и контролировать их деятельность, особенно это касается молодых людей подросткового возраста. Важно вести с ними диалог, следить за эмоциональным состоянием, высказываниями и действиями. Со старшеклассниками нужно проводить работу, разъяснять им все, что их интересует и что происходит. Порой подростки могут не вникать в ситуацию, так как они ориентируются на блогеров, которые очень часто не являются экспертами в определенных вопросах. Также дети должны видеть в своих старших уверенность и устойчивость, если ребенок видит обратное, то тревожность родителей будет автоматически передаваться на младших. Кроме того, нельзя впадать в крайности, давать резкие и необдуманные комментарии о происходящем. Детям необходимо все разъяснять и вести с ними диалог на равных".
Специалисты едины в том, что в тяжелые, неспокойные периоды жизни родители должны быть рядом с детьми, разъяснять им, что происходит, на доступном для них языке, не отмахиваясь от них и не раздражаясь. Научите их фильтровать информацию, ведь от того, какие принципы станут для них основополагающими, зависит очень многое.