[B]Благодаря нацпроекту "Безопасные качественные дороги" в российских городах появляются интеллектуальные транспортные системы. ИТС контролируют транспортные потоки в масштабах всего города и в режиме нон-стоп принимают решения, позволяющие сделать движение более безопасным.[/B]
Нацпроект "Безопасные качественные дороги", инициированный Президентом РФ Владимиром Путиным и стартовавший в 2019 году, предполагает внедрение ИТС во всех городских агломерациях, население которых превышает 300 000 человек. Это значит, что подобную работу предстоит провести и во Владикавказе.
В 2021 году эти планы реализовались уже в 24 регионах, к концу 2022 года их количество планируется довести до 42-х.
Чтобы ввести в действие ИТС, на улицах устанавливаются ее элементы: детекторы транспорта, метеостанции, видеокамеры, автоматические системы весогабаритного контроля. Они управляют светофорами, информационными табло, "тревожными кнопками". Данные всех подсистем и сервисов стекаются на единую цифровую платформу для автоматизации управления дорожным движением.
ИТС анализируют данные и оповещают водителей о дорожных условиях и маршрутах объезда, позволяют регулировать транспортные потоки, перераспределять их так, чтобы избежать возникновения пробок.
В ИТС заложены варианты решений для самых разных сценариев: пробки на дорогах, ДТП, плохая погода, загруженные парковки и т.п. Программа за доли секунды выбирает и реализует наилучшее решение для каждой ситуации.
"ИТС автоматически подстраивается под город и его жителей, водителей и пешеходов в зависимости от погодных условий и времени суток. Эта система нивелирует человеческий фактор. При этом она ориентируется на человека. Ее главная задача – сделать жизнь в городах максимально комфортной и безопасной", – отмечает вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
Внедрение ИТС на ключевых городских магистралях, по данным минтранса, позволяет увеличить их пропускную способность более чем на 25%.
Заявка на внедрение ИТС во Владикавказской агломерации подготовлена Комитетом по транспорту и дорожной инфраструктуре РСО–А и направлена на рассмотрение в Росавтодор, который определит сроки ее внедрения в период до 2024 года.
Работы по внедрению отдельных элементов ИТС ведутся в республике уже несколько лет. Если в конце 2017 (базового) года контроль на различных участках республиканских дорог осуществляла всего 41 камера, то в конце 2021 года камер стало почти вдвое больше – 79!
К концу 2022 года количество камер на различных участках межрегиональных дорог и на улицах столицы республики планируется довести до 99 единиц. А к концу 2024 года в рамках проекта на дорогах республики и городских улицах установят не менее 124 камер.
На дорогах республики в ближайшие годы планируется установить два "Автоматических пункта весового контроля" (АПВК). Это позволит контролировать вес грузового транспорта, не допускать выезда на трассы машин со сверхнормативной загрузкой, движение которых ведет к повреждению, разрушению и преждевременному износу дорожного полотна, создает дополнительные риски возникновения ДТП.
Учитывая важность и ответственность задач, стоящих перед дорожной отраслью, Правительство Северной Осетии своим постановлением № 70 от 4 марта 2022 г. создало государственное бюджетное учреждение РСО–А "Центр организации дорожного движения" (ГБУ "ЦОДД"), основными задачами которого являются выполнение работ и оказание услуг по методическому, организационному и информационно-аналитическому сопровождению в области организации и повышения безопасности дорожного движения.
А главная цель, которую необходимо решить в ходе реализации нацпроекта "Безопасные качественные дороги" (БКД) – снизить количество погибших на дорогах.