Ведь наша общая задача – спасти и сохранить эти памятники культуры народа, его духовное наследие.
Газета "СО" периодически рассказывает на своих страницах о том, как идет процесс реставрации и восстановления культурного и исторического наследия. На каких-то из них работы завершены, на каких-то еще продолжаются. Попутно мы знакомим с историей создания храмовых комплексов и отдельных церквей, башен и дзуаров, сохранивших следы влияния раннего христианства.
Сегодня предлагаем совершить небольшое путешествие к трем объектам – в высокогорные села Дагом и Тли и Заманкульскую долину.
"Брат" Рекома"
"Святилище святого Георгия" находится в высокогорном селе Дагом, расположенном на правом берегу реки Ардон в Алагирском районе. Профессор А. Дз. Цагаева в одной из своих работ отмечает, что "в названии Дагом можно выделить "ком" – "ущелье". В оставшемся элементе – да, возможно, имеем усечение от слова "дард" – "далекий". Тогда бы название Дагом можно было перевести как "Далекое ущелье". Кроме того, существует в народе легенда, согласно которой название села Дагом восходит к личному имени его основателя Дага. В таком случае первоначально название должно было звучать как Дагагом, но произошло выпадение слога из имени Дага, и получилось Дагом".
Особое место здесь, безусловно, принадлежит святилищу Мадизаны дзуар. В кратком словаре "Этнография и мифы осетин" говорится: "Мадизаны дзуар ("святой Мадизан"), Дагомы заронд Уастырджи (букв. "старый дагомский Уастырджи") – покровитель селения Дагом Алагирского ущелья, пользовался широкой известностью в Осетии. Другое название этого святилища – святилище св. Георгия. Здесь, у Мадизаны дзуар, исстари совершались примирения кровников почти из всех селений Алагирского и Куртатинского ущелий... Мадизаны дзуар являлся не только и не столько покровителем селения Дагом, сколько общеущельным святым, на которого была возложена одна из тяжелейших и ответственнейших обязанностей – примирение кровников".
Уастырджии дзуар представлял собой небольшую часовню, построенную на вершине огромного камня. Перед входом имеется углубление с установленным на нем жертвенным камнем. По преданию, это святилище имело чисто военное назначение: после проведенного кыувда отсюда отправлялись в поход отряды воинов для защиты своего края.
Б.А. Калоев считает, что Мадизаны дзуар (святой Мадизан), или, как его иногда называли, Дагомы заронд Уастырджи, несмотря на то что относился к общинным культам, "пользовался широкой известностью и за пределами селения Дагом, покровителем которого он считался". Следует также упомянуть о том, что Мадизаны дзуар (Дагомы заронд Уастырджи) считался "братом Рекома".
Существует несколько трактовок в переводе на русский язык названия этого дзуара. "Мадизан" (это слово делится на две части – иранское "mad" и тюркское "izaen", каждая из которых переводится как "мать") (Абаев В.И.), или "Мадизад" (переводится как "ангел матери") (Ковалевский М.М.) А.Дз. Цагаева переводит это название как "мать-матушка". Наличие в одном слове тюркской и иранской частей было объяснено В.И. Абаевым тем, что на ныхасе "Мадизан" решались дела как Осетии, так и тюркскоязычной Балкарии. По мнению В.И. Абаева, под именем "Матери" чтилась богиня правопорядка и правосудия.
Известный историк Ф.Х. Гутнов в исследовании по истории осетинских сел и фамилий высказал мнение, что "Уастырджийы дзуар представлял собой небольшую часовню, "построенную на вершине огромного отдельно стоящего камня". Перед входом в часовню имеется углубление со специально установленным жертвенным камнем. По мнению специалистов, данное святилище носило "чисто военный характер": после проведенного возле него куывда (пиршества), отсюда отправлялись в поход отряды воинов из клана Цъахилта".
Хранители Кобанской культуры
На левом берегу реки Мамисондон, по пути к Мамисонскому перевалу, ведущему в Горную Рачу, расположено селение Тли. Оно известно как яркий памятник Кобанской археологической культуры. Архитектурные памятники представлены в этой местности в основном, оборонительными сооружениями разной степени сохранности.
Весьма любопытна и церковь XI в., развалины которой сохранились близ села и были обследованы в 1946 году архитектором В. Лакисовым. В 1953 году здесь побывала экспедиция Института истории грузинского искусства, по итогам которой впоследствии была сделана публикация В. О. Долидзе. В свою очередь известный осетинский археолог, доктор исторических наук В. Х. Тменов детально обследовал историко-архитектурный комплекс памятников селения Тли и составил их подробное описание (Тменов В.Х. "Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии". Орджоникидзе, "Ир", 1984 г.)
Несомненный интерес представляет церковь, расположенная в центральной части кладбища, в 250 м северо-западнее селения. Сложена она из валунов, сланцевых плит и известняка на известковом растворе и облицована туфогенными плитами (размеры плиты равны 1 кв. м). В южной стене здания зафиксирован сильно разрушенный входной проем, имевший арочное перекрытие; ширина проема – 0,90 м, толщина стены – 0,85 м. Западная стена глухая, в северной фиксируются остатки оконного проема. Внутреннее помещение церкви имеет размеры 7,80 х 6,64 м, восточная часть зала (алтарь) скруглена. В алтаре устроены две ниши и световой проем. К южной стене пристроено четырехугольное помещение, сложенное из сланцевых плит и булыжника. Связующий раствор не фиксируется, пристройка поздняя. Сама же церковь по аналогии с Нарским и Регахским, а также Зругским храмами может быть датирована первой половиной XI века, что подтверждают известные ученые В. А. Кузнецов и В.О. Долидзе.
Среди множества памятников селения Тли объектами культурного наследия регионального значения являются Сторожевая башня и Культовое здание, Средние века, состоящие на государственной охране на основании Постановления Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР".
"Кривой крест"
На восточной окраине села Заманкул, в полукилометре от окраины, рядом с проселочной дорогой стоит мощный, высеченный из плиты ракушечника, наклоненный к северу крест. "Зылын цырт" – "кривой памятник" – так называли этот крест.
В Средние века здесь жили считавшие себя христианами аланы. Старожилы свидетельствуют: когда в 1835 году первые осетинские поселенцы во главе с Бердом Кусовым появились в Заманкульской долине, "Зылын цырт" – "Кривой крест" – уже стоял.
Археолог В.А. Кузнецов в своей книге "Путешествие в древний Иристон" предположил, что крест этот поставлен на месте убийства в Золотой Орде князя Михаила Тверского. В летописях так описывается место его гибели: "... за рекою Геркомъ, на реце на Севенци под городом Тютяковым, минувши горы високыя Ясскыя, Черкаскыя, близ врать Железных". В современном понимании Севенцы – это Сунжа, Тютяков – Дедяков, горы – Центральный Кавказ, железные ворота – известная крепость в Дарьяльском ущелье, закрывавшаяся некогда окованными железными воротами. Впоследствии Кузнецов предположил, что дата сооружения креста – XI–XIII века, он входил в систему Византийских придорожных крестов. Еще одно упоминание о кресте Кузнецов нашел в путеводителе "По горам Терской области", изданном в 1910 году в г. Владикавказе, где сказано: "Каменный крест, давности V века христианства". Причина датировки не указана. В любом случае, считает ученый, "Зылын цырт" относили к "периоду расцвета христианства у аланов".