[B]Счастье – понятие многогранное. Но одно из его главных составляющих – это чувство востребованности в обществе. ГИОЕВ Заурбек Георгиевич, несомненно, в этом плане был счастливым человеком, ибо, однажды выбрав профессию, остался верен ей на все годы своей беспокойной, наполненной удивительными событиями и решениями, жизни.[/B]
Помните себя в детстве? Кто-то мечтал стать космонавтом, другой – пожарным, третий – вратарем сборной команды страны по футболу… Маленький Заур, однажды увидев на перроне вокзала огромный паровоз с красной звездой в облаке белоснежного пара, сразу и безоговорочно принял решение идти в машинисты, связав свою судьбу с железной дорогой.
Быстро пролетели школьные годы, учеба в Омском институте инженеров транспорта, и вот 2 июня 1959 года в руках Заурбека – заветная путевка в большую жизнь – свидетельство на право управления локомотивом. "Таким образом, – вспоминал он, – я подтвердил свою профессиональную квалификацию по специальности "техника тепловозов и тепловозное хозяйство". Не менее значимое событие – участие в восстановлении движения поездов по Красноярской железной дороге в конце 50-х годов. Зима выдалась суровой: морозы – минус 50–55 градусов. Это как раз то время, когда страна "тушила" паровозы и переходила на новый вид тяги, электровозы. Работники локомотивного депо слабо еще их знали, особенно ремонтники и локомотивщики. К тому же начали реконструкцию здания депо. И случился коллапс: движение поездов по Транссибирской железной дороге от Находки до Москвы было парализовано. В этой сложной обстановке все железные дороги СССР от Днепропетровска до Красноярска посылали людей на помощь сибирякам, чтобы восстановить нормальную работу железнодорожного транспорта. Я был помощником мастера цеха подъемочного ремонта локомотива. Трудились днем и ночью несколько месяцев, жили в вагонах, но работу сделали…"
Приобретенная закалка помогала решать задачи любой сложности. Не менее ярко проявились незаурядные способности Заурбека Георгиевича и на научном поприще, в частности, в Ростовском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне – Ростовский государственный университет путей сообщения), где он проработал более полувека(!)
В 1971 году защитил кандидатскую диссертацию, организовал учебно-научно-исследовательскую лабораторию, создал новые учебные и лабораторные стенды. Результатом активной научно-педагогической работы явилась диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук, которую он блестяще защитил в 1998 году. А тремя годами позже Заурбеку Георгиевичу было присвоено ученое звание профессора, и эту должность на кафедре "Электрические машины и аппараты" он занимал, пока работал в ростовском университете.
Академик транспортной академии России, почетный академик МАНЭБ, производственник, ученый-педагог, он внес достойный вклад в развитие виброакустической диагностики и создание теории бесшумных транспортных машин, а также в совершенствование систем технического обслуживания и ремонта энергомеханических агрегатов локомотивов.
По результатам научной деятельности Гиоев З. Г. опубликовал свыше 300 научных трудов, монографий, изобретений. Ему присуждены золотая и бронзовая медали ВДНХ, золотая медаль ВВЦЦ России, медаль имени М. В. Ломоносова, диплом НТТМ СССР, присвоено высокое звание Почетного железнодорожника РФ. Всегда оставаясь высоким профессионалом своего дела, Заурбек Георгиевич щедро делился своими знаниями и богатым практическим и жизненным опытом со студентами и аспирантами, в том числе Горского государственного аграрного университета, где работал до последних дней жизни.
Все, кто знал Гиоева З. Г., будут хранить память о нем как о достойном сыне Осетии, выдающемся ученом и просто хорошем человеке.