Тут нужно учитывать и сюжет, и сочетание цвета и света, и гармоничный подбор аксессуаров. Костюм может отражать целую эпоху, социальный статус, семейное положение, возраст, характер и даже настроение героя.
Вот, что рассказала Вера Мацкоевна о своем пути в творческую профессию:
– Я с детства очень хорошо рисовала. Думаю, что талант этот мне передался от дедушки по маминой линии – Георгия Георгиевича Цхурбаева. Помню, мы часто вместе рисовали и соревновались, кто лучше? У него был каллиграфический почерк, он владел несколькими языками – английским, осетинским и даже знал латынь, в свое время дед заканчивал Киевскую духовную семинарию, и он очень многое мне дал. Мой папа, Мацко Гаврилович Касаев, тоже был очень талантлив, у него был прекрасный художественный вкус. Мама, Мадина Георгиевна, была торговым работником, они с папой работали на ламповом заводе. После школы я поступала в педучилище, но не прошла по конкурсу. Как раз в этот год открылось художественное училище, куда я и попала на работу – была секретарем у тогдашнего директора Зары Газдановой. Спустя год Шалва Бедоев, Магрез Келехсаев, Эльбрус и Аслан Сагкаев помогли мне поступить, меня приняли во второй набор. Рисунок мне преподавал Сагкаев, а живопись – Бедоев, можно сказать, что он взял надо мной шефство. Так вышло, что я ушла из училища со второго курса, причин на тот момент было более чем достаточно… В этот сложный период стала вязать эксклюзивные вещи: кофты, жакеты, свитера, сейчас, кстати, когда бывает свободное время, тоже вяжу сумочки. Бросив учебу, я полгода проработала на заводе. Потом Магрез Келехсаев рассказал, что в Осетинском театре требуются помощники в отдел реквизита. Как сейчас помню: меня приняли 3 января 1976 года, с того самого дня я не меняла места работы. 5 лет отработала без образования в отделе реквизита, была бутафором, заведующей цехом. А в 1982 году я подписала договор о целевом направлении и уехала поступать в Московское художественно-техническое училище, к слову, на тот момент я уже была депутатом горсовета г. Орджоникидзе. Отучившись в МХТУ, вернулась на малую родину, и снова – в Осетинский театр, хотя меня приглашали и в "Современник", в Пушкинский и в театр имени Вахтангова, – делится Касаева.
Ее дебют в качестве художника по костюмам состоялся на третьем курсе. "Я приехала на каникулы, как раз тогда Маирбек Цихиев ставил спектакль "Платон Кречет". "Давай попробуем", – предложил он. И я согласилась. По окончании МХТУ была художником по костюмам к спектаклю "Король Лир" в постановке Анатолия Дзиваева".
Надо сказать, что с тех пор ни одна постановка не обходилась без трудов Веры Мацкоевны: "Ромео и Джульетта", "Свадьба Цола" – и старая, и новая постановки, "Мать и отец", "8 любящих женщин", "Весенние цветы", "Черная бурка" и многие другие спектакли…
"Я очень люблю свою работу", – признается Вера Мацкоевна и добавляет: "Конечно, больше нравится создавать исторические костюмы, но шила и современные, и бытовые. Везде свои нюансы, стили, ткани. Я постоянно нахожусь в творческом поиске, слежу за новинками художников по костюмам Большого театра, благо Интернет позволяет сейчас отслеживать тенденции моды. Хотелось бы, конечно, передать свои знания и опыт еще кому-нибудь, ведь это так интересно", – подытожила Вера Касаева.
Художник по костюмам – увлекательнейшая профессия, конечно, она более востребована в больших городах, где сосредоточены все театры и кинопроизводство. Но все же, учитывая тот факт, что в Осетии становится все больше и любительских театров, возможно, спрос на таких штучных специалистов, как Вера Мацкоевна, будет расти.