Руководитель Управления Росреестра по Республике Северная Осетия – Алания (Управление) Казбек Токаев сообщил:
– 11 марта 2022 года заместителем председателя Правительства Российской Федерации М. Хуснуллиным утверждена "Дорожная карта", представляющая собой комплекс мероприятий по повышению эффективности оказания государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении многоквартирных домов, жилых домов, жилых помещений (квартир, комнат), садовых домов, сопутствующих объектов (индивидуальных гаражей, хозяйственных построек, объектов вспомогательного использования и т.п.), предоставленных для их строительства земельных участков и объектов недвижимого имущества, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, а также вовлечения в оборот земель для строительства указанных объектов.
Каковы цели дорожной карты? Во-первых – это совершенствование нормативно-правового регулирования в данной сфере. Оптимизация государственных услуг в отношении многоквартирных домов, жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат), садовых домов, сопутствующих объектов (индивидуальных гаражей, хозяйственных построек, объектов вспомогательного использования и т.п.), предоставленных для их строительства земельных участков и объектов недвижимого имущества, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу. Также она направлена на повышение качества госрегистрации прав и кадастрового учета в отношении многоквартирных домов, жилых помещений, садовых домов, сопутствующих объектов, предоставленных для их строительства земельных участков и объектов недвижимого имущества, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу. Еще один аспект – популяризация использования электронных услуг Росреестра, публичность и достоверность (актуальность) сведений государственного реестра.
Ожидается увеличение доли использования электронных услуг Росреестра кредитными организациями, нотариусами, застройщиками, кадастровыми инженерами, публично-правовыми компаниями, органами государственной власти и органами местного самоуправления; получение информации о земельных участках и территориях, имеющих потенциал вовлечения в оборот для жилищного строительства; сокращение сроков предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.
На сегодня Управлением успешно реализуются мероприятия "дорожной карты" в части увеличения доли использования электронных услуг Росреестра кредитными организациями, нотариусами, застройщиками, кадастровыми инженерами, публично-правовыми компаниями, органами государственной власти и органами местного самоуправления; сокращения сроков оказания государственных услуг; сокращения количества принимаемых отрицательных решений.
По остальным показателям "дорожной карты" у Управления имеется хороший потенциал для того, чтобы выполнить все мероприятия "дорожной карты" в установленные сроки.
Также на пресс-конференции обсуждался федеральный закон от 14 марта 2022 года № 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно статье 8 которого вступают в силу нововведения.
1. В 2022 году при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются следующие особенности:
1) Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков;
2) наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, допускается заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, орган местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, вправе определить случаи установления в 2022 году льготной арендной платы по договорам аренды указанных земельных участков и размер такой платы. Размер арендной платы не может быть менее одного рубля и устанавливаться на срок более 1 года.
3. До 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды; на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
4. Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 3 настоящей статьи, не может превышать три года. При этом положения пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.
5. Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 3 настоящей статьи, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.