Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Служил ревностно и продолжительно

[B]Михаил СУХИЕВ (1834–1893) – видный деятель осетинской культуры, священник, настоятель владикавказской церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской) (1866–1892), просветитель, педагог, переводчик богослужебной литературы.[/B]

Священник Михаил (Уба) Гавриилович Сухиев родился в 1834 году в с. Ардоне (ныне – г. Ардон). В 1849 году, после окончания курса обучения во Владикавказском духов­ном училище, был переведен в Тифлисскую духовную семинарию, которую окончил в 1855 году по II разряду. В том же году был рукоположен сначала во диакона, а затем – в священника в церковь Иоанна Предтечи в с. Верхний Кадгарон Кадгаронского прихода.

В марте 1857 года отец Михаил начал священническое служение в с. Ардоне, в церкви вели­комученика Победоносца Георгия, которая в тот год была построена Осетинской духов­ной комиссией. В октябре 1859 года он был назначен благочинным Ардонского округа. Отец Михаил принимал активное участие в строитель­стве новых храмов. В 1864 г. он как член комитета по постройке Михаило-Архангельской церкви в с. Гизель следил за ходом ее строительства, которое было завершено в 1867 г.

В должности благочинного о.Михаил подключился к нелегкой и опасной миссионерской деятельности Осетинской духовной комиссии, а затем Общества восстановления православного христианства на Кавказе, став сподвижником архимандрита Иосифа (Чепиговского) и о. Алексия Колиева в деле отстаивания православной веры. Благодаря его деятельности в лоно православной церкви были возвращены куртатинские ренегаты

Молодому священнику пришлось преодолеть немалые трудности, чтобы привлечь в только что открывшийся храм ардонских жителей, не привычных к церковному богослу­жению. В проповедях, которые священник не­устанно проводил во всех общественных местах, он разъяснял прихожанам азы право­славной веры, убеждая их в истинности православия. Восприятию проповедей о. Михаи­ла благоприятствовало то, что они произносились на родном для прихожан языке.

Отец Михаил открыл при храме одну из первых в Осетии церковно-приходских школ. Вскоре благодаря его стараниям в Ардоне появилась и женская церковно-приходская школа. В конце 1865 года в ардонской мужской школе об­учалось 60 мальчиков, а в женской – 10 девочек. В том же году священник обратился к церковным властям с ходатайством о том, что "надо построить дом, в котором бы помещался причт и девичья школа".

29 августа 1866 года о. Михаил Сухиев был переведен во владикавказскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинскую). Его переезд во Владикавказ был связан с безвременной кончиной настоятеля церкви протоиерея Алексия Колиева, последовавшей 11 августа 1866 года. Многие десятилетия эта церковь окормляла православных жителей Владикавказа не­зависимо от этнической принадлежности. Ее прихожанами были русские, осетины, грузины, греки... Церковь была духовным центром не только осетинской общины Влади­кавказа, но и православных осетин всей Осетии, многие из которых в ней крестились.

Отец Михаил продолжил строи­тельство каменной колокольни, которое началось в 1854 году при протоиерее Алексии Колиеве. При его непосредствен­ном участии были подготовлены планы и сметы на ее строительство, заключен договор с подрядчиком. В августе 1871 года сооружение колокольни было завершено. Позже благодаря устройству каменной лестницы была решена и проблема подхода к храму. В 1880 году при содействии о. Михаила был подготовлен проект пристройки к цер­кви, которая в течение последующих лет была расширена за счет двух боковых приде­лов.

После переезда о. Михаил возглавил Владикавказское благочиние, в которое входило большинство осетинских приходов, относящихся к Обществу восстановления православного христианства на Кавказе. С уходом в 1869 году архимандрита Иосифа с должности Управляющего осетинскими приходами и причтами Владикавказского Военно-Осетинского округа эта должность была упразднена, а дело миссии и надзора над приходами начали осуществлять благочинные осетинских приходов, одним из которых был о. Михаил Сухиев. С начала 1871 г. контроль над проповеднической деятельностью священников в Осетии был возложен на архимандрита Иосифа, который в то время был благочинным монастырей Грузинской епархии. В конце ноября каждого года о. Михаил просматривал отчеты о проповеднической деятельности священников своего благочи­ния, подписывал их и отсылал архимандриту Иосифу, который затем представлял экзарху Грузии архиепископу Евсевию (Ильинскому) общий отчет по Осетинскому округу.

Большое внимание в своем многонаселенном благочинии о. Михаил Сухиев уделял миссионерской и проповеднической деятельности. В отчете за 1871 год он писал, что кроме семи поучений, сказанных в церкви, в течение года имел со сво­ими прихожанами более 400 бесед. При обсуждении архаических обычаев священник разъяснял прихожанам, какой вред приносят обычаи похищения девушек, выплата калыма, двоеженство, разоритель­ные расходы на похороны и поминки и др. В отчете за 1889 год он отмечал, что уровень религиозно-нравственного состоя­ния прихожан с каждым годом повышался.

Отец Михаил Сухиев активно занимался проблемами народного образования и просвещения осетин. При переезде во Владикавказ ему был доверен пост смотрителя и законоучителя Владикавказской осе­тинской женской школы, которую протоиерей Алексий Колиев открыл в 1862 году для обучения девочек-осетинок грамоте на родном языке. В 1866 году Общество восстановления право­славного христианства на Кавказе преобразовало ее в двухклассную школу с пансионом. Позже она стала трехклассной школой с пансионом и стала именоваться Ольгинской, по­скольку была принята под покровительство великой княгини Ольги Федоровны. В то же время школа пе­решла в новое, более просторное помещение. Одной из учениц Ольгинской школы была дочь о. Михаила Надежда.

Как смотритель школы отец Михаил распределял финансы, выделяемые школе, организовывал весь быт и учебный процесс. Ни один вопрос, касающийся школы, не решался без его участия. Однако заботы по школе стали требовать от священника все больше времени и усилий, и в 1868 году он сложил с себя обязанности смотрителя школы, но остался работать учителем Закона Божия. За заслуги в области просвещения о. Михаил неоднократно получал благодарности от Общества восстановления православного христианст­ва на Кавказе. В 1878 году он был награжден Святейшим Синодом орденом св. Анны 3-й степени и наперсным крестом.

Важное место в его деятельности занимал перевод богослужебной литературы на осетинский язык. В 1860 году он вошел в состав Комитета по переводу на осетинский язык священно-церковных и учебных книг, образованный архимандритом Иосифом по распо­ряжению экзарха Грузии архиепископа Евсевия (Ильинского). Отец Михаил участвовал в исправлении пе­ревода Литургии Иоанна Златоуста на осетинский язык, выполненный Даниилом Чонкадзе. Издание в 1861 году этой богослужебной книги имело огромное значение, поскольку священники осетинских приходов получили возможность совершать главную церковную службу – литургию – на осетинском языке.

Отец Михаил принял также активное участие в подготовке новой редакции перевода Евангелия на осетинский язык. Он работал над исправлением переводов Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка. В 1864 году "Свя­тое Евангелие" на осетинском языке было издано в Тифлисе.Отец Михаил перевел также "Часослов", который в 1867 году был опубликован в Тифлисе. Он также собирал материал для "Русско-осетинского словаря с крат­кой грамматикой", над составлением которого епископ Иосиф трудился многие годы.

С 1866 года о. Михаил Сухиев возглавил цензурный комитет по переводу на осе­тинский язык богослужебной и учебной литературы. В 1878 году цензурный комитет одобрил издание "Катехизи­ческих поучений", которые архимандрит Иосиф составил на осетинском языке, а в 1881 году разрешил к изданию книги епископа Иосифа "Краткая священная история Церкви Божией Ветхого Завета" и "Священная история Церкви Божией Нового Христова Завета" на осетинском языке.

Давние дружеские и родственные отношения связывали о. Михаила Сухиева с Коста Хетагуровым. Его сестра Кызмыда Гаврииловна Хетагурова-Сухиева была замужем за отцом Коста – Леваном Хетагуровым. Некоторое время Коста жил в доме о. Михаила во Владикавказе.

Последний год своей жизни о. Михаил Сухиев тяжело болел туберкулезом. Он скончался 11 июня 1893 г. Через два дня в ограде цер­кви Рождества Пресвятой Богородицы в фамильном склепе состоялось его погребение, на котором присутствовало почти все духовенство Осетии во главе со смо­трителем Александровского осетинского духовного училища в с. Ардоне архимандритом Иоанном (Алексеевым) и большое число прихожан. Могила о. Михаила была утрачена в советский период.

Священник Михаил Сухиев сделал очень много для развития православия и просвещения дореволюционной Осетии. Около 30 лет он был настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы и возглавлял Владикавказское благочиние. Протоиерей Алексий Гатуев в книге "Христианство в Осетии" писал, что "священник Сухиев… весьма ревностно и продолжительно послужил Осетии".

Автор: Лариса ГОСТИЕВА, старший научный сотрудник СОИГСИ им. В.И. Абаева, кандидат исторических наук

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1483

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика