Рита ЦАРАХОВА, директор Республиканской юношеской библиотеки им. Г. Газданова:
− Уверена, детей обязательно нужно воспитывать на сказках. В них заключена вся мудрость народа. Если ребенку не читать их с детства, то должного образования и воспитания он не получит. Я сама очень люблю Нартовский эпос, до сих пор его перечитываю. Помню, у нас дома было издание 1947 года с иллюстрациями Махарбека Туганова. Увы, не сохранилось. А детям нужно читать классику – русские народные сказки, эпос, само собой, – и сказки Пушкина. Это развивает не только речь, но и душу ребенка.
Елена КИЗИЛОВА, художник:
– Читала сыну из Нартского эпоса отдельные сказания – те, что ребенку были понятны, в основном про маленького Батрадза. Различные осетинские сказки – благо у меня есть несколько изданий советского периода. Ну и классику – А. С. Пушкина, Г.-Х. Андерсена и русские народные сказки. Аудиосказки с музыкой и разными голосами часто давала сыну послушать, детям это очень нравится. Благодаря сказкам у детей развивается воображение, а без этого качества трудно открыть в ребенке художественный, литературный или музыкальный талант.
Ирина С., жительница г. Владикавказа:
– Сказки – это замечательно! Приятно вспомнить то время, когда читала своим детям сказки. Одно удовольствие было брать в руки книгу и читать. Когда росла дочь, книги было не достать: находили какие- то свои, старые, брали в библиотеке. "Маугли" перечитывали по несколько раз, плакали, когда умер волк Акела, а юноша ушел к людям. А вот сыну повезло, в магазинах уже были книги, одна краше другой. Большого формата, с иллюстрациями. Покупали, читали, смотрели картинки. Дети бережно относились к книгам, не рвали, не пачкали. Они и сейчас у нас на полках: ждут, когда подрастет внук.
Появились "Смешарики", другие современные книги. Их тоже любили, но и к классике возвращались. Помню, как по одной главе читала сыну "Старика Хоттабыча". В каком он был восторге!
Считаю, что никакой телефон не заменит книги. Сам испытываешь большое наслаждение от страниц, от сюжета. Да и дети выросли читающими, понимающими и ценящими книгу.
Ирина БАЕВА, домохозяйка:
– У меня внук и внучка. Сын с невесткой все время на работе и в хлопотах, а у меня времени на воспитание детишек больше. В этом очень помогают сказки. У нас есть диски с различными сказками. В основном старыми, еще советских времен. Эти мультики я очень любила, а теперь стараюсь приобщать к ним и моих младших. Наши старые мультики просты и понятны, воспитывают честность, добродушие. Еще у меня сохранились старые книжки со сказками. Внучка постарше, и ее учу читать эти книжки с иллюстрациями. Девочке нравится. Надеюсь, что не вырастет из нее "смартфонный фанатик".
Евгения НЕСТЕРОВА, многодетная мать:
– Ни я, ни моя младшая сестра такими вопросами в свое время не задавались. Сказка и сказка, не было развито критическое мышление. Но на смену приходят новые поколения сказок и мультиков. Из мультфильмов отлично сделаны "Барбоскины" и "Фиксики". Сказки Виталия Бианки, считаю, очень полезны детям. Там истории глазами животных. Они учат понимать природу и сопереживать ей. При этом, выбирая книги или мультфильмы для детей, не надо полагаться только на воспоминания о своем восприятии этих сказок в детстве. Нужно понимать, что растет совсем другое поколение.
Анастасия ГОЛОСОВА, г. Владикавказ:
– Моему сыну почти 2 года. Я рассказываю ему сказки, на которых росла сама. Особенно нам нравятся сказки Корнея Чуковского. Я в детстве любила его "Мойдодыра", "Айболита", "Муху-Цокотуху", "Телефон". В век технологий выработать концентрацию у ребенка очень сложно, а сказки помогают мне в этом. Да и не только в этом. Объяснить ребенку, что плохо, а что хорошо, передать различные эмоции – помогают сказки.
Михаил ПОПЦОВ, пенсионер:
– Думаю, что все мы воспитываем своих детей и внуков на одних и тех же сказках, потому что фольклор не меняется ежечасно, как мультики в телевизоре. Если же говорить шире – о детской литературе, то здесь поле значительно больше!
Однако можно ли назвать сказками истории о старике Хоттабыче или о приключениях Незнайки? О цветике-семицветике или Вовке в Тридевятом царстве?..
Если говорится, что сказка – ложь, то советские сказки, напротив, были абсолютно правдивы по сути и лишь отчасти волшебны по форме.
К сожалению, вместе с советским строем из нашей жизни выплеснули и культурный пласт мудрости и гуманизма. Через поколение дети и даже их родители будут ли знать и помнить о великой советской культуре? Или им останутся только хоббиты, поттеры и супермены?..