В старину осетинку невозможно было представить без головного убора. Платок был элементом не только земной жизни, – его ношение имело сакральный смысл. Считалось, что через волосы передаются сглаз и порча. В настоящее время рукодельницы изготавливают платки белого и телесного цветов, выполненные с элементами национального орнамента. Их надевают по особым случаям, они – украшение женщины и свидетельствуют о ее утонченном вкусе. И, конечно, о золотых руках мастериц.
Екатерина Цоколаева, ученица известного мастера Залины Дауровой, плетение осетинского платка освоила в 2015 году. "Если честно, я даже не знала, что у нас в республике кто-то занимается таким ремеслом. Походив на курсы к Залине Сосланбековне, поняла, что хочу и дальше развиваться в этом направлении. Вы не представляете, как была счастлива, когда сплела свой первый платок! Со всеми делилась своей радостью. Мои знакомые, видя, что "горю" этим делом, предложили мне обучать других. Я была только "за", потому что мне хотелось, чтобы таких мастериц у нас в республике было больше", − рассказала она.
До того как начать вести занятия в Республиканском доме народного творчества и Национальной научной библиотеке, Екатерина обучала молодежь в творческой лаборатории "Портал" и при общественной организации "Иудзинад". "Многие мои ученицы на первых занятиях говорили, что ничего у них не получится. А я всегда их подбадривала, что это дело опыта, нужно набраться терпения. Сразу не всегда все получается. Делать ровные петельки поначалу действительно сложно. Я сама тоже училась методом проб и ошибок", − призналась мастерица.
Сейчас в коллекции Екатерины 15 изделий, но это не предел для нее. Останавливаться на достигнутом она уж точно не собирается. "Когда я сажусь плести, думаю, что за один день сделаю два ряда, но нет, так увлекаюсь, что могу до позднего вечера работать", − продолжает моя собеседница.
− Расскажи, как происходит процесс плетения осетинского платка?
− Сначала готовится плотная основа из дерева и обматывается несколькими слоями ткани, – объясняет Екатерина. – Получается "подушка". На нее натягивается перламутровая нить в форме треугольника и закрепляется иголками. Руками завязывается первая петля, затем накидываются воздушные петельки стройным рядом.
На первых занятиях я показываю, как нужно плести образец сетки, потом – образец салфетки. Мы учимся на мелких изделиях, чтобы видеть ошибки и при изготовлении платка их не совершать.
− Есть ли какие-то возрастные ограничения для тех, кто хочет научиться плетению платка?
− Нет никаких ограничений. Главное − желание, терпение и усидчивость. Самой младшей моей ученице шесть лет. Уже сплела свою первую салфетку. Думаю, трудности ее не остановят. Когда видишь результат, хочется продолжать это дело.
Сейчас в РДНТ у Екатерины обучается группа из 13 человек. Практически каждая начинающая мастерица с большим энтузиазмом посещает занятия, несмотря на то что многие заняты на работе и домашние заботы тоже требуют внимания. "Для меня это не просто рукоделие, а способ отвлечься от рутины и погрузиться в историю своего народа. Когда плету, появляется ощущение, что я живу в эпоху наших предков. Занимаюсь у Екатерины два месяца, пока что сплела две салфетки. Надеюсь, что в ближайшее время сделаю и платок", − поделилась одна из рукодельниц – Ирина, в руках которой буквально на глазах появлялся красивый узор. Так когда-то и наши прабабушки создавали нежнейшие платки и шали, и сегодня вызывающие восхищение ценителей прекрасного.