Бесконечная вереница грузового автотранспорта вдоль трасс – привычный пейзаж для нашей республики. "КамАЗы" с номерами иностранных государств застыли в надежде проехать через КПП "Верхний Ларс" на территорию Грузии. В ее горных районах погода капризничает, а значит, дорога закрыта: опасно для жизни. Ее периодически открывают, но в основном для легковушек. Большегрузы неделями, если не сказать месяцами, ждут своей очереди.
На последнем аппаратном совещании под председательством Главы РСО–А Сергея Меняйло зампред правительства Ирбек Томаев доложил: "Более 1900 единиц грузового автотранспорта ожидает возможности следования по маршрутам".
При подъезде к Верхнему Ларсу абстрактные цифры превращаются в реальность.
"Тут машин 500 скопилось, – уверяет мой собеседник Артур, водитель одного из "КамАЗов". – А так, в Змейской стоят, в Урухе, под Нальчиком и дальше – всего
5 тысяч. 20 лет за рулем – впервые второй месяц стою. Клиенты ждут товар, телефон уже оборвали". В кабине – все для походной жизни в дороге: питьевая вода, газ, спальное место... "А умыться, в туалет сходить? Это куда? – спрашиваю. – Вот речка, вот поле, – вытягивает руку Артур. – А что делать... Не от хорошей жизни. Другой работы у нас нет".
Невольно оглядываюсь. Какие-то отходы под ногами, что-то виднеется на горизонте, что-то зафиксировали ветки кустов. Артур уверяет, что пользуется пакетами, собирает все и относит в контейнеры. Они установлены в селах, но вдоль трассы не видно, в глаза не бросаются. Допустим, он такой культурный, а остальные?
На обочине дороги работают парни в оранжевых спецовках. Собирают мусор руками, лопатами, граблями. Ежедневно на всем участке длиной в 25 км. Это сотрудники ООО "Кавказ – Автодор", организации, обслуживающей федеральные дороги по Северной Осетии, и только благодаря им каждый день вывозят до 60 мешков мусора – мы еще видим зеленую траву.
–Я уже седьмой год работаю, – говорит сотрудник Эдуард Кабисов. – Грязно, конечно, мы каждую бумажку стараемся руками собирать. Но ветер видите, какой? Моментально все разносит по ущелью. Сложно успеть.
– Как водители? Соблюдают чистоту?
– Да где там "соблюдают"! Прямо из окна кидают пакеты. Чего там только нет. Даже если бы контейнеры рядом стояли, они бы из окон пуляли. Зачем выходить лишний раз из машины?"
Приветливая продавщица Зина из магазинчика в поселке Балта тоже не раз наблюдала такую картину. Редко кто спросит: мусор куда выбросить? "А наши ребята из дорожной службы молодцы! Каждый день приезжают из Реданта, очень чисто убирают. Спасибо им", – благодарит она.
Проблема Верхнего Ларса возникла не сегодня. Она актуальна уже много лет, но пока решается слабо, по крайней мере очереди из машин наблюдаем периодически. Геополитическое расположение республики обеспечило ей стратегическое преимущество перед другими регионами, и его, несомненно, надо использовать, но, с другой стороны, создало и головную боль, в которой прежде всего виноваты погодные условия. Кстати, у водителей не было претензий к работе терминала, ссылались только на погоду.
Республика старается помочь людям, вынужденным месяцами жить на дороге. Силами Главного управления МЧС России по РСО–А во взаимодействии с администрациями местного самоуправления, национальными диаспорами, Владикавказской и Аланской епархией организуются горячее питание, подвоз продуктов и питьевой воды, при необходимости разворачиваются пункты обогрева. Но вот как решить проблему с мусором и туалетом? Не будешь же каждого хватать за руку или читать ему лекцию о том, что природу надо беречь! И биотуалеты вдоль всей трассы не поставишь. Пока остается надеяться только на воспитанность и чистоплотность водителей транзитных маршрутов и… расторопность и трудолюбие сотрудников ООО "Кавказ-Автодор".
Впрочем, заместитель директора предприятия Казбек Дидаров считает, что все же виновата не только погода. Пропускную способность КПП "Верхний Ларс" тоже не мешало бы увеличить. Возможно, причиной задержек является ремонт на территории терминала, но техническая возможность для улучшения ситуации имеется. Также, по его мнению, есть необходимость и в увеличении количества контейнеров. И расположить их надо в местах дислокации автотранспорта. "У нас по уборке мусора работает одна бригада. Иногда не справляется. Приходится направлять дополнительные силы. Но есть еще большая проблема – ветер. Он раскидывает отходы по всей зоне, и ребята не успевают собирать".
К сожалению, подобная история наблюдается везде, где скапливаются машины: в Змейской, на объездной дороге в Беслане, по трассе "Владикавказ – Алагир". Там – то же самое. И везде страдает экология. Убирать – да, бесспорно. Ветер мешает, тоже понятно. Но проблема требует глобального решения, которое исключит необходимость такой длительной остановки транзитного транспорта в республике. Сейчас одним из прорывных направлений экономического развития РСО–А является создание транспортно-логистического комплекса. Проект ресурсоемкий, требующий федеральной поддержки, но очень перспективный и как никогда актуальный.
Фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.