– Валерий Тазретович, как вы оцениваете нынешний бюджет республики: насколько он велик, как сбалансирован, как с таким бюджетом она будет развиваться?
– Думаю, надо начать с некоторых итогов развития республики и бюджетного процесса прошлого года. Так, дотационность бюджета по сравнению с 2020 г. снизилась на 1,4% и составила 21,5%. Это очень хороший показатель среди субъектов РФ, и еще больше радует динамика последовательного снижения уровня дотационности республики.
Теперь о нынешнем бюджете. Я считаю, что это бюджет развития, а не выживания! Объем его доходов запланирован на уровне 49,8 млрд руб. Это колоссальные средства, позволяющие не снижать поддержку производства, граждан и социальной инфраструктуры. То есть он позволяет государству выполнять все системообразующие функции в полном объеме.
– А как выглядит структура бюджета?
– Собственные доходы республики планируются в сумме свыше 20,2 млрд руб. Это меньше фактического уровня прошлого года всего на 615 млн. Да и то причинами запланированного снижения собственной налоговой базы являются принятые на федеральном уровне изменения в системе налогообложения – акцизы на вина и виноматериалы, а также порядок распределения акцизов на алкогольную продукцию крепостью свыше 9 %.
Несмотря на это, надо сказать, что реальный уровень доходов по итогам года вполне может превысить планируемый, как это не раз было в прошлые годы. Все будет зависеть от рыночной конъюнктуры и успешности нашего бизнеса.
Что касается рисков снижения поступлений плановых доходов бюджета от действия западных санкций, то пока о них рано говорить. Однако с учетом ориентации бизнеса республики на российский рынок эти риски минимальны.
Объем поступлений в бюджет республики из федерального составит свыше 29,5 млрд руб. И здесь также следует отметить, что только в прошлом году государство не раз предоставляло республике дополнительные средства сверх утвержденного бюджета в объеме нескольких миллиардов рублей!
– Как же будут расходоваться эти полсотни миллиардов?
– Расходы бюджета предусмотрены в сумме 51,3 млрд руб. Из них на зарплаты бюджетникам пойдут свыше 14,2 млрд, на медицинское страхование неработающих – почти 3,9 млрд, на социальное обеспечение и иные выплаты населению – более 8,1 млрд.
На закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд зарезервировано свыше 7,9 млрд, дорожный фонд пополнится более чем на 3,9 млрд, капитальные вложения в государственные и муниципальные объекты составят свыше 5,3 млрд.
– Какие еще параметры бюджета имеют существенное значение в его сбалансированности?
– Значение имеют все параметры без исключения, но особое внимание в бюджетном процессе уделяется государственному и муниципальным долгам. Они образуются за счет заимствований бюджетов разных уровней из бюджета страны (республики – для муниципальных районов) или коммерческих кредитов.
Еще много лет назад в условиях жесткого дефицита федерального бюджета республика была вынуждена брать под высокие проценты коммерческие кредиты на выполнение своих социальных обязательств перед населением. Это наследие большим бременем "висит на шее" бюджета до сих пор.
К счастью, несколько лет назад нам удалось погасить большую часть коммерческих кредитов за счет дешевых государственных заимствований. Тем не менее их тоже надо регулярно погашать и строго соблюдать требования бюджетного закона.
– И как складывается ситуация с госдолгом сегодня?
– На начало года госдолг составил чуть меньше 6,9 млрд, или 45,3% от собственных доходов, что на 0,7% меньше установленной законом границы.
В текущем году погашению подлежит 384,7 млн руб. долга, а более 1,1 млрд – направлению на решение задач развития республики. Это инженерные изыскания, проектирование, экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов… Перечень этих проектов определится правительством страны.
Помимо этого в текущем году на решение задач социально-экономического развития запланированы заимствования в размере 1,1 млн руб., привлечение бюджетных кредитов в сумме 639 млн и на погашение бюджетных кредитов – 384 млн. В результате к концу года госдолг республики превысит 8,2 млрд.
Однако в соответствии с Федеральным законом 1,15 млрд руб. могут направляться на обеспечение расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией региональных проектов в рамках федеральных. А кроме того, на предотвращение отрицательного влияния на экономику геополитической, экономической ситуации и коронавирусной инфекции.
Так что рост госдолга республики останется в рамках, разрешенных федеральным законом.
Муниципальный долг на начало года составлял 1,26 млрд, но уже на 1 марта вплотную приблизился к 1 млрд руб.
Так что в целом финансовая система республики не просто остается стабильной, а показывает хорошую динамику оздоровления и роста.