Став победителем программы "Земский учитель" в 2021 году, с сентября он приступил к работе учителем русского языка и литературы в школе с. Нарт Ардонского района. И для него самого, и для его учеников четыре четверти во многом стали определяющими: наладить контакт, заслужить доверие друг друга и понять, что всем участникам образовательного процесса нужно непрерывно учиться.
Выпускник филологического факультета СОГУ стал участником конкурса будучи корреспондентом "СО" – любознательному парню захотелось попробовать новую для себя сферу. Но, несмотря на увлечение журналистикой, призвание педагога победило, и он вновь оказался у школьной доски.
– Мой дебют в учительской профессии не был продолжительным. Большая часть образовательного процесса выпала на первую коронавирусную волну: только начали внедрять систему дистанционного обучения, к которой, как оказалось, не были готовы ни дети, ни родители, ни работники школ. У меня это привело к некой деформации восприятия школы как явления, к полному отрицанию педагогической деятельности. Однако с течением времени возникло желание еще раз попробовать себя в роли учителя. Программа "Земский учитель" стала неким катализатором возвращения, о чем я нисколько не жалею.
Каждый победитель программы получает от государства единовременную компенсационную выплату в размере 1 млн.руб. взамен на готовность в течение 5 лет реализовывать свой педагогический потенциал в сельской школе. Кто-то для этого полностью меняет место жительства, а кто-то, как Хетаг, видит для себя оптимальным каждое утро приезжать на работу из Владикавказа. Невзирая на определенные сложности логистики, молодой педагог полон энтузиазма и вдохновлен на продуктивную деятельность: еще бы, ведь каждое утро в классе его встречают несколько пар любопытных глаз!
– Думаю, когда ребята впервые увидели меня, у них в голове возникло немало вопросов, главный из которых: "Чему нас может научить преподаватель, который сам в относительно недавнем прошлом сидел за партой, хватит ли ему опыта?" Признаюсь, я сам не был полностью уверен в собственных силах, но любознательность и пытливость моих учеников помогли мне справиться с возложенной "ношей". Я понял, что у меня нет права не оправдать их ожиданий.
– Как дети воспринимают молодого педагога?
– Надеюсь, плюсов больше, чем минусов. Я чувствую, что они могут мне довериться там, где с остальными предпочтут выдержать дистанцию. Это, вероятно, главный положительный момент небольшой разницы в возрасте, ведь гипотетический отрезок в десять лет действительно малозначителен. С дисциплиной нет совершенно никаких проблем. Думаю, это не моя заслуга, а заслуга родителей и общества, в котором они воспитывались, заслуга их предыдущих педагогов. Ни для кого не секрет, что дети, проживающие в селе, гораздо сдержаннее и культурнее своих городских сверстников. В них целостнее и ярче прослеживаются догмы истинно осетинской культуры.
Наша первая беседа с Хетагом Бигаевым состоялась практически сразу после его успешного прохождения всех отборочных этапов федеральной программы. Тогда он мог лишь образно представлять свои предстоящие учительские будни. Сегодня же начинающий специалист уже полностью интегрирован в образовательный процесс, знакомя с миром русского языка и литературы пятый, шестой и восьмой классы. Более того, ему доверили и классное руководство – теперь шестиклассники видят в нем не просто учителя, но и своего наставника, а, возможно, и друга.
– Школа – это не только образование, но и воспитание, особую роль в котором играет и внеклассная работа. Как справляешься с этой задачей?
– Признаюсь, времени катастрофически мало. Со стороны кажется, что школа функционирует только до обеда и остается уйма свободных минут, но это лишь иллюзия. Когда дети уходят домой, у нас, учителей, только начинается рабочий день. Конкурсы, различные курсы, подготовка к следующим урокам, проверка тетрадей, постоянный контакт с родителями: все это приводит к мысли, что засыпать в полночь – это огромное счастье. И это у меня, как у молодого педагога, еще относительно небольшие нагрузки – моим коллегам приходится гораздо тяжелее.
И, конечно, мы не можем обойти аспект воспитания. Даже если смотреть новые нормативы ФГОС, то в каждый урок должен быть включен некий воспитательный элемент. Кроме того, нельзя забывать о том, что дети сейчас активно интересуются политическими и социально значимыми сторонами бытия. И педагог должен быть готов к такому диалогу.
– Когда мы разговаривали с тобой почти год назад, ты говорил о том, что с детьми нужно быть честным, открытым и все время развиваться, чтобы оставаться им интересным. Удается ли следовать этому правилу?
– Очень на это надеюсь. Судить об этом могут только ученики. Могу заверить, что я стараюсь и буду стараться придерживаться этих принципов, ведь люди, которых я считаю примером в преподавании, были именно такими.
А что касается саморазвития, то, как оказалось, есть огромное количество методов преподавания, о которых я лишь слышал в теории или не знал вовсе. Но это не идет ни в какое сравнение с практическими навыками. Даже с точки зрения обновляемой программы мне пришлось и приходится осваивать новое. Только так можно достичь результата, главный из которых – успех и счастье моих учеников.
– Уже получив, пусть и небольшой, но личный опыт работы в школе, ты сумел понять, что тебе ближе – традиционные методы преподавания или все же новаторские подходы?
– Мне ближе традиционное понимание урока, однако в современном образовании оно становится чем-то рудиментарным. Мы должны двигаться вперед, совершенствоваться, стремиться охватить лучшее из нового, не теряя при этом тех основ, на которые опиралась советская образовательная система. Надеюсь, внедрение новых федеральных стандартов станет шагом на пути к горациевой "золотой середине".
– А как тебя встретили в коллективе?
– Гораздо лучше, чем я мог предположить. В нашей школе в селении Нарт изумительный подбор специалистов, начиная с охранников и заканчивая директором. Все они помогают мне: дают советы, объясняют, отвечают на постоянно возникающие вопросы (поверьте, у молодых педагогов их достаточно). Если бы я характеризовал наш школьный коллектив одним эпитетом, выбрал был "преданный". Они все преданны детям и тому пути, который избрали, просветительской миссии педагога.
– Хетаг, ты нашел в себе потенциал, силы, а главное желание принять в этом году участие и в конкурсе профмастерства "Педагогический дебют".
– Откровенно говоря, я не успел подумать о своем участии достаточно основательно. В один из дней на перемене директор подошел и спросил, хочу ли я участвовать в конкурсе молодых педагогов? Я согласился, абсолютно не осознавая важности данного шага. По натуре мне не свойствена тяга к свету софитов, но здесь стало любопытно: смогу ли достойно выглядеть на фоне других специалистов-предметников. Конкурс стал важным опытом для меня, познакомил с огромным миром, коим является система образования, поближе. Сделал ли он меня сильнее как педагога? Надеюсь. Однако повторюсь, в этом вопросе, да и во многих других, мерило всего – дети.
…И если Хетаг уже сейчас это понял, то его ждет, хоть и тернистый, но очень благородный и благодарный путь от педагога до Учителя.
Мадина МАКОЕВА,
фото Татьяны ШЕХОДАНОВОЙ.