Такие интернет пространства планируют создать разработчик видеоигр Epic Games и автор всемирно известных конструкторов Lego. По мнению авторов, основными принципами виртуальных миров станет безопасность, конфиденциальность и наличие инструментов, которые позволят и юным игрокам, и их родителям контролировать их пребывание в метавселенной*.
Звучит радужно, однако за этим кроются капканы. Коммерческие гиганты, таким образом, решают "омолодить" аудиторию и начать взращивать своих будущих покупателей буквально с детства. Ради получения сверхприбыли они готовы жертвовать безопасностью детей. Создавая "детские версии" взрослых сервисов, такие как детский Instagram, крупные компании не собираются заниматься модерацией опасного контента, влияющего на психику детей. А это приведет к плачевным результатам.
"Создание "виртуальных миров" несёт в себе скрытую опасность для психологического здоровья не только детей, но и взрослых. Моё мнение такое - чем позже ребёнок познакомится с виртуальным пространством, чем меньше он будет в нём находиться, тем лучше для его интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития. Все мы помним себя в детстве, как мы проводили его во дворах и на свежем воздухе. Нынешнее поколение детей - кардинально другое. Поэтому создание подобных платформ – это, пагубное влияние на все человечество", - рассказал Анрей Попов, член общественной палаты РСО-Алания.
Такого же мнения придерживаются и психологи.
"Такой вид видеоигр вызывает зависимость у ребёнка. Искусственно создавать для себя мир, который не существует и проживать его (злиться, когда что-то не складывается, конкурировать с товарищем и т.д.) — это плохо. Детская психика будет в таком случае направлена не на познание/реализацию себя и своих желаний/стремлений к материальному, а уходить в мираж и загонять себя в ловушку", - поделилась Тамара Гулиева, психолог из Осетии.
Еще один из спорных "детских" разработок – это сервис другого ИТ-гиганта под названием YouTube Kids, запущенный еще в 2015 году.
Это красочная, веселая и урезанная версия YouTube, полная анимации, ярких цветов и мультяшных аватаров, предназначенных для привлечения самых маленьких интернет-пользователей.
Причем не только привлечения, но и удержания: на это направлена специальная функция автозапуска, которая заставляет одно видео следовать за другим без остановок. Когда один ролик заканчивается, автоматически воспроизводится следующий, выбранный алгоритмом рекомендаций YouTube Kids.
Долгое время автовоспроизведение было включено по умолчанию, и отключить его было невозможно, поэтому YouTube Kids продолжал кормить детей алгоритмически отобранными видеороликами, которые могли показываться бесконечно, если только кто-то не вмешается.
И если родители включали ребенку мультик, то через какое-то время юный зритель мог уже смотреть ролики, призывающие к диетам и похуданию, - или вообще видео, призывающие к самоубийству.
"К сожалению, основная цель даже, на первый взгляд, невинных инициатив, направленных на создание комфортной и безопасной среды, — это получение прибыли. А в погоне за ней корпорации стремятся как можно сильнее привязать к себе пользователей, и дети, увы, слишком часто становятся легкими жертвами манипулятивного дизайна и недостаточной модерации", - считает Екатерина Мизулина, директор Лиги безопасного интернета
Полностью "отлучить" ребенка от виртуального мира, конечно, не получится, да в этом и нет смысла. В эпоху, когда иметь цифровые навыки необходимо каждому, стремление детей ворваться в онлайн-пространство вполне понятно. Но направить его в правильное русло- важно. С такой миссией справятся российские программы. Они способны заменить опасный контент западных разработчиков. Однако и они должны быть тщательно протестированы, прежде чем пускать туда детей.