Эта премьера в постановке Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона под руководством заслуженного артиста России Андриана Фадеева на сцене Театра оперы и балета – филиала Мариинского театра в РСО–А стала особенно долгожданной, ведь она должна была состояться еще в феврале, но из-за коронавирусных ограничений отменена.
"Феерический балет". Именно эти слова приходят на ум после просмотра "Дон Кихота" на музыку Людвига Минкуса, жившего и работавшего в России и стоявшего у истоков русского балета. Все в этой постановке гармонично и профессионально: начиная от оформления декораций и невероятно ярких костюмов и заканчивая музыкальным сопровождением и мастерством музыкантов и танцовщиков. Словом, праздник души, торжество цвета, музыки и света. И в этом, конечно, заслуга всех, кто трудился над созданием шедевра. Хореография: Мариус Петипа, Александр Горский, либретто и хореографическая редакция: Йохан Кобборг, сценография и костюмы: Жером Каплан, художник по свету – Венсан Милле, за дирижерским пультом – Игорь Томашевский.
"Музыка неразрывно сосуществует с танцем. Сохранились воспоминания о сотрудничестве балетмейстера Петипы с Минкусом. Петипа прекрасно играл на скрипке, как многие балетмейстеры того времени, а Минкус переводил все на нотные знаки, и все это замечательно превращалось в цветастую музыкальную ткань. Хореография оригинальная, она едва ли полностью восстановима, поэтому на основе сохранившегося материала существуют выдающиеся спектакли на музыку Минкуса, среди которых – "Дон Кихот", "Баядерка", "Пахита", известные и любимые публикой", – поделился дирижер Игорь Томашевский.
Йохан Кобборг насытил драматургическую канву спектакля новыми сюжетными поворотами, в него вошли музыка Рейнгольда Глиэра, Валерия Желобинского, фрагменты сочинений Эдуарда Направника. Все это придает балету дополнительных красок и шарма.
Легендарный балет "Дон Кихот" получил в 2019 г. рекордные семь номинаций на Национальную театральную премию "Золотая маска".
Балет активно гастролирует по стране и миру и снискал себе огромную славу далеко за пределами России. Во Владикавказе он был представлен впервые. В постановке задействованы воспитанники лучших хореографических школ и опытные педагоги.
Педагог-репетитор Татьяна Бажитова отметила, что в балете есть характерные партии, где каждая балерина должна себя проявить. Очень яркий в "Дон-Кихоте" кордебалет, усилены мужские партии, есть и любовный дуэт, в котором раскрываются чувства Базилио и Кипри. "Дон Кихот же в силу своего возраста не танцует, здесь на первый план выступают жесты и мимика героя, он – степенный, красивый, благородный, не делает резких движений", – поделилась Бажитова.
Артист Лоренцо Лоди, за плечами которого партии в "Лебедином озере", "Щелкунчике", исполнитель роли Дон Кихота, рассказал журналистам: "Поначалу я не был к этой роли готов, но в итоге вышел на сцену достаточно уверенно, запомнил свой образ и постарался его донести. Я, конечно, очень сильно отталкивался и от предыдущих постановок в Мариинке, Михайловском театре. Мой герой – пожилой человек, но в то же время он красив, горд, воспитан, все его жесты спокойны, широки".
Стоит добавить, что Санкт-Петер-бургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона – уникальный художественный коллектив, являющийся жемчужиной не только Северной Пальмиры и России, но и всего мирового культурного пространства.
Руководитель театра балета Адриан Фадеев во время беседы с корреспондентом "СО" отметил: "Мы приезжаем к вам уже не в первый раз и всегда получаем такое удовольствие! Наверное, потому что здесь, в Осетии, существует особая аура между артистами и зрителями. В мае прошлого года мы привозили "Жизель", как раз после ремонта театра. На этот раз – балет "Дон Кихот", у нас большой состав – порядка 80 человек. Очень переживали, потому что декорации большие, а на сцене очень много героев, но все мы поместились, и танцовщики двигались широко, как и должно быть. Успели прекрасно порепетировать, на репетициях царила дружеская атмосфера, слаженно работали с оркестром. "Дон Кихот" – это спектакль с 200-летней историей, это классика. Йохан Кобборг правильно все режиссерски решил. Когда зрители приходят в театр, им не нужно читать либретто или обращаться к краткому содержанию. Все и так понятно, этот балет очень любят во всем мире, мы уже много где его показали. Для артистов же двойное удовольствие танцевать в этом спектакле".
Залина ГУБУРОВА.
Фото автора.