Георгий Иванович Караев родился в 1834 году. В 1842 году он поступил во Владикавказское духовное училище, в котором обучался за собственный счет. Успешно окончив его в 1848 году, он, по представлению инспектора Владикавказского духовного училища священника Алексия Колиева, был направлен вместе с двумя выпускниками для продолжения образования в Воронежскую духовную семинарию. Обучение семинаристов оплачивалось из средств Осетинской духовной комиссии. В 1859 году Георгий окончил Воронежскую духовную семинарию по II разряду и 31 августа того же года по решению Правления Тифлисской духовной семинарии был назначен учителем в первый приходской класс Владикавказского духовного училища.
3 ноября 1862 года Георгий Караев был рукоположен в сан диакона, а через несколько дней назначен на диаконскую должность при Управляющем осетинскими приходами архимандрите Иосифе (Чепиговском) с сохранением места учителя Владикавказского духовного училища. Активным помощником и сподвижником архимандрита Иосифа в деле перевода на осетинский язык богослужебной литературы он стал еще за два года до своего рукоположения. В 1860 году архимандрит Иосиф ввел учителя Георгия в состав Комитета по переводу на осетинский язык священно-церковных и учебных книг, образованного по предписанию экзарха Грузии архиепископа Евсевия (Ильинского). Георгию Караеву было поручено перевести на осетинский язык "Службу воскресную 6-го гласа".
В 1863 году архимандрит Иосиф привлек диакона Георгия к участию в исправлении перевода на осетинский язык Четвероевангелия, опубликованного в Тифлисе в 1861 году Григорием Мжедловым. Вместе с архимандритом Иосифом он трудился над исправлением перевода Евангелия от Марка. "Святое Евангелие" в новой редакции было издано в Тифлисе в 1864 году. По мнению видного ученого Б. А. Алборова, исследовавшего историю осетинской литературы, "персональных больших переводов у Караева не было, но из архива Владикавказской Осетинской церкви видно, что Караев стоял очень близко к архимандриту Иосифу, и почти все переводы последнего проходили редакцию Караева".
9 августа 1864 года о. Георгий Караев был рукоположен в сан священника к церкви святого пророка Божия Илии в с. Хумалаге, построенной Осетинской духовной комиссией в 1858 году. В этой церкви, входящей во Владикавказское благочиние, он прослужил в течение девяти лет. Начав свое служение в хумалагском приходе, насчитывающем 962 человека, священник первым делом приступил к открытию в селении церковно-приходской школы. 31 августа 1864 года он обратился к архимандриту Иосифу с рапортом, в котором просил выделить для обустройства временного здания школы 99 руб. Средства были выделены комитетом Общества восстановления православного христианства на Кавказе. У местного жителя за 40 руб. был куплен новый деревянный сруб, на остальные деньги приобретены строительные материалы и необходимая школьная мебель. В короткие сроки о. Георгию удалось построить школьное здание и открыть церковно-приходскую школу, в которой он являлся заведующим и учителем Закона Божия. В 1868 году в хумалагской школе обучалось 19 мальчиков, в 1871 году – 24. За усердную службу в 1867 году о. Георгию было объявлено архипастырское благословение, а в 1871 году он был награжден набедренником.
О. Георгий не жалел времени, чтобы разъяснять прихожанам-осетинам, какой вред приносят обычаи похищения девушек, выплата калыма, двоеженство, разорительные расходы на похороны и поминки.
14 июля 1875 года отец Георгий Караев получил приход в Свято-Вознесенском соборе пос. Алагира (ныне г. Алагир), который до 70-х годов XIX в. являлся главным соборным храмом Владикавказского (Осетинского) округа с кафедрой архимандрита Иосифа. 5 апреля 1874 года храм был передан из ведения горного департамента Министерства земледелия и государственных имуществ в епархиальное ведомство.
Отец Георгий начал свое служение в многонациональном приходе, в котором были русские, осетины, греки, грузины. Большинство алагирских прихожан составляли русские и украинские крестьяне, выходцы из внутренних губерний России, которые поселись в пос. Алагире с его основания в 1850 году одновременно со строительством Алагирского серебросвинцового завода.
Свято-Вознесенский собор, в котором начал служить о. Георгий Караев, тоже был заложен в 1850 году, в ноябре. Строительство его велось на средства Горного ведомства, выделенные по ходатайству горного инженера А.Б. Иваницкого, начальника и строителя Алагирского серебросвинцового завода. Постройка храма производилась греческими мастерами из группы Спиридона Чекалова.
Собор был построен в византийском стиле из местного материала – трахитового туфа. Главный престол был освящен в честь Вознесения Господня, правый придел – во имя святителя и чудотворца Николая, левый придел – во имя преподобного Макария Египетского (покровителя горных работ). По данным известного дореволюционного писателя В. А. Соллогуба, автором проекта собора был выдающийся русский архитектор и художник князь Г. Г. Гагарин. Свято-Вознесенский собор был торжественно освящен 22 октября 1853 года экзархом Грузии архиепископом Исидором (Никольским) в присутствии начальника Владикавказского округа генерал-майора И.А. Вревского и многочисленных верующих из окрестных сел и станиц.
В 1862 году была возведена колокольня в четыре яруса из трахитового тесаного камня, на которой имелись два больших колокола весом 34 и 106 пудов. Второй ярус и венчающая часть колокольни были разрушены в 1939 году. Первый ярус колокольни, в котором располагался винный бар, сохранялся до начала 50-х годов ХХ века. Целостное восприятие архитектурного ансамбля Свято-Вознесенского собора без колокольни было утрачено. В 2002 году была построена новая колокольня. К сожалению, архитектору Юрию Наниеву не удалось воссоздать колокольню в первоначальном виде, поскольку графические материалы по ней не были обнаружены. В 2017 году в рамках федеральной целевой программы "Культура России" по единственной сохранившейся фотографии началось воссоздание и реставрация исторической колокольни и входа в собор Вознесения Господня. В 2021 году реставрационные работы 28-метровой четырёхъярусной колокольни были завершены.
Вокруг собора, построенного как церковь-крепость, шла восьмиугольная крепостная стена (высота 2, 1 м) с бойницами из тесаного известняка и окатанного гранита. В стене имелось трое массивных ворот, пять оборонительных круглых башен (высота 8 м, объем 4,5 м), увенчанных крестами, часовня. Реставрация башен частично была произведена в 1989 году.
По мнению искусствоведов, первоначальную настенную роспись собора осуществлял мастер из окружения князя Г.Г. Гагарина, позже – мастер из числа художников московского храма Христа Спасителя. В конце 80-х годов XIX века для обновления росписи собора ее настоятель отец Георгий пригласил ряд художников. По мнению народного художника Осетии Махарбека Туганова, наряду с итальянским живописцем в росписи собора принимал участие К. Л. Хетагуров, его кисти принадлежали фреска "Голгофа", тематические композиции ("4 евангелиста", "12 апостолов", "Вознесение", "Троица") в верхних частях южной, северной и восточной стен собора, художественный орнамент на арках и столбах, ряд икон в иконостасе.
Искусствовед А. Дзантиев отметил, что эту работу К.Л. Хетагуров мог выполнить в 1888–1889 годах, когда активно занимался церковной живописью. В пользу его участия в росписи собора были сведения бывшей учительницы алагирской неполной средней школы, пенсионерки Марии Гавриловны Гавриловой (1879 г.р.). Эти данные в ходе научной экспедиции в г. Алагир в 1953 году зафиксировал видный этнограф-кавказовед Б. А. Калоев. К сожалению, упоминаний об участии К. Л. Хетагурова во внутреннем оформлении Свято-Вознесенского собора в документах или письмах не обнаружено.
Много времени и усилий у отца Георгия уходило на ремонт храма. В 1875–1876 годах он организовал работу по укладке в соборе нового каменного пола. Тогда же поставил перед епископом Иосифом вопрос о необходимости ремонта иконостаса. Большое внимание настоятель уделял и внутреннему убранству собора, приобретая для него необходимую церковную утварь. В 1892 году он построил при храме большой причтовый дом и сарай. Отец Георгий также следил за уходом большого фруктового сада, который разбил в 1852–1853 годах при Свято-Вознесенском соборе начальник Алагирского серебросвинцового завода горный инженер А. Б. Иваницкий.
Священник Георгий Караев скончался 14 августа 1905 года и был похоронен в Алагире в ограде Свято-Вознесенского собора (могила его не сохранилась). На похоронах присутствовали священники нескольких осетинских приходов, большое число прихожан. С надгробным словом на осетинском языке на похоронах выступил Гиго Дзасохов.
Отрадно, что с 1989 года вновь звучит молитва в алагирском соборе Вознесения Господня, служению в котором посвятил тридцать лет своей жизни видный просветитель и миссионер Осетии священник Георгий Караев.
P.S. После публикации в "СО" статьи о первом этнографе-осетине, священнике Соломоне Жускаеве от краеведа Руслана Кукиева пришло сообщение о том, что могила священника (умер в 1877 г.) с надмогильным памятником сохранилась на Старом (Первом) кладбище ст. Черноярской Моздокского района РСО–А. Просьба ко всем читателям сообщать сведения о священниках, служивших в Осетии, по e-mail: lagost@mail.ru или по тел. 8-918-825-63-11.
Лариса ГОСТИЕВА,
старший научный сотрудник СОИГСИ им. В.И. Абаева, кандидат исторических наук.