Как считает Кирилл Истомин, аудитория запрещенного Facebook не сильно повлияла на российские соцсети. Пользователи соцсети – это эксперты, политизированная аудитория, причем в целом это не более 5% от общего объема аудитории соцсетей. Поэтому блокировка Facebook (запрещен в России) ни на что не повлияла.
– Instagram (запрещен в РФ) после блокировки потерял ежедневную аудиторию несущественно — 12% на март. При этом конкретные видео и посты продолжают терять от 40% до 60% охватов от региона к региону. Это значит, что люди с VPN по-прежнему заходят в Instagram (запрещен в РФ), но проводят в нем очень мало времени, потому что неудобно: надо заказать еду – выключаешь VPN, надо зайти на какой-то государственный сайт – опять выключаешь, – сказал Кирилл Истомин.
В целом, объем контента в Instagram (запрещен в РФ) уменьшился практически на треть. По данным Brand Analуtics, на конец апреля 56% пользователей снизили активность в соцсети. Вместе с блогерами площадку стала покидать аудитория.
Куда мигрировали пользователи?
Популярность среди пользователей соцсетей продолжают набирать "ВКонтакте", "Одноклассниками", Telegram. Сейчас эти площадки фиксируют рост аудитории, что вполне ожидаемо. К примеру, в "Одноклассниках" активность повышается, за счет того, что восстанавливаются старые аккаунты, и в тоже время регистрируются новые. Что касается Telegram, то только за март в российские телеграм-каналы добавились 40 миллионов новых подписчиков, однако, это не всегда – новые или уникальные пользователи.
– Прирост у "ВКонтакте" – более четырех миллионов ежедневной аудитории, а доля активных авторов увеличилась на 22%. Если в Instagram (запрещен в РФ) люди заходят, чтобы потреблять контент – фото видео, – то в ВК – в основном чтобы переписываться. Потребление контента на втором месте. Очень многое будет зависеть от того, сможет ли ВК перестроить свою рекомендательную систему, создать удобные ленты, полезные читателям и отражающие их интересы, – говорит Истомин.
Как строить работу в соцсетях органам власти?
Сейчас АНО "Диалог Регионы" рекомендует органам власти в обязательном порядке использовать для работы "Вконтакте" и Telegram. Администрация президента РФ по-новому следит за соцсетями губернаторов и мэров. Основной упор теперь делается на эти две соцсети. При этом у топ-чиновников и их пиарщиков не так много времени. Ведь в Россию скоро вернется мощный конкурент российских площадок — китайская сеть TikTok, дал понять Кирилл Истомин — первый замгендиректора проправительственной АНО "Диалог Регионы".
– Более 70 губернаторов открыли страницы в "телеге" и в ВК. Третья соцсеть – "Одноклассники" – рекомендована в факультативном порядке. Также, органам власти в будущем придется работать с TikTok, – говорит Кирилл Истомин. – Еще один важный момент. Мы долго оценивали, рейтинговали губернаторов. И с разработанной методологией сейчас идем уже в сторону мэров. Считаем, что должна появиться вертикаль власти в интернете. Плюс в Госдуме рассматривается законопроект, по которому органы власти – не только чиновники, но и министерства, ведомства – будут обязаны иметь свои страницы в соцсетях. Надеюсь, он будет принят.
Качественные информативные аккаунты сегодня нужны. это основа обратной связи. Если 2020 году сообщения граждан о необходимости решения каких-либо проблем приходили со страниц органов власти только в 5% случаев, сейчас таких уже 40%.