Также в Каталонии есть еще одна традиция – тем, кто купил книгу в этот день, дарилась роза. ЮНЕСКО переняла эту традицию и создала свою программу "Подари книгу, подари розу". Генеральная конференция ЮНЕСКО на своей 28 сессии (15–16 ноября 1995 г.) провозгласила 23 апреля Всемирным днем книги и авторского права. Этот день подчеркивает особое значение роли книг и авторского права в развитие культуры мира, толерантности и межкультурного диалога.
В годы Великой Отечественной войны книга стала для наших воинов, для всего народа олицетворением духовной силы. Война и книга – несовместимые понятия, но вместе с тем "…книга тоже воевала". Не задумываемся мы, как, каким образом книга могла помочь солдатам на фронте или труженикам в тылу? Ответ на этот вопрос мы можем найти в стихотворении Л. Хаустова, известного советского поэта "Баллада о Кузнечном рынке, 300 граммах хлеба и бравом солдате Иосифе Швейке". Герой этого стихотворения, уходя на войну и делая выбор между хлебом и книгой, выбирает последнюю. Как же надо было верить в спасительную силу книги, чтобы обменять на нее 300 граммов драгоценного блокадного хлеба.
Война для книг началась не 22 июня 1941 г., а 10 мая 1933 г. В этот день студенты Берлинского университета выносили книги из библиотеки и сжигали. Тогда в огне погибло 20 тыс. томов. Дни и ночи пылали на площадях Германии костры, в которых горели книги. И все это делалось якобы для блага немецкого народа. На самом деле фашисты добивались того, чтобы целая нация разучилась думать, забыла об идеях добра и человеколюбия.
Наверное, сейчас нам события тех лет в Германии представляются ужасными и невероятными. Но чтобы не допустить повторения "костра" в будущем, никогда не следует забывать о них. В связи с этим 10 мая в Германии ежегодно отмечается День книги, который напоминает миллионам людей во всем мире об истинном лице фашизма. На площади Бебельплац в Берлине, где когда-то уничтожали книги, был установлен удивительный памятник "Утонувшая библиотека". Автором его является израильский архитектор Миха Ульман, родители которого покинули Германию в 1933 г.
Если фашисты боялись книг и уничтожали их, то для наших солдат, вставших в 1941 г. на защиту Родины, книги стали олицетворением духовной силы и могущества родной земли. В солдатских вещмешках, рядом с нехитрыми пожитками лежали томики А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого и других замечательных русских поэтов и писателей. Книги рассказывали бойцу о героическом прошлом нашей страны, воспевали красоту родной земли, учили добру и милосердию.
Книги, опаленные войной. Судьбы их складывались по-разному: одни из них были спасены нашими бойцами, другие сами спасали солдат от гибели. Бронепоезд № 53 формировался в г. Тбилиси, и уже в битве под Москвой геройски проявил себя его интернациональный экипаж: русские, грузины, осетины, армяне, азербайджанцы. Когда стихла ненадолго канонада, пулеметчик А. Мнатоблашвили вышел на перрон и обнаружил в пристанционном здании разбомбленную библиотеку железнодорожников. Он вынес из нее лишь одну книгу – "Великий Моурави", ее автором была русская писательница А. Антоновская.
Впоследствии эта книга спасла от гибели солдата. И, сейчас она хранится в Тбилисском музее, пробитая пулей и осколком гранаты, под ней надпись: "Эта книга спасла от гибели солдата-грузина", написавшего на ней "Меня спасли два человека – замечательная русская писательница Анна Антоновская и великий мой предок Георгий Саакадзе". Роман "Петр Первый" А.Н. Толстого, спрятанный под гимнастеркой Георгия Леонова, тоже спас солдату жизнь, когда пуля застряла в толстом томе.
Фашисты задались целью стереть с лица земли все, что связано с нашей культурой, чтобы никогда больше она не воскресла. Фашисты уничтожали библиотеки. В здании Алагирского районного комитета компартии было сожжено и уничтожено 17 тыс. книг и наглядных пособий. Около 16 тыс. книг было сожжено в Алагирской районной библиотеке (ныне городская библиотека № 1).
Наши солдаты, защищавшие Родину от врага, понимали это и старались спасти не только человеческие жизни, но и жизни книг. Солдаты, забывая об опасности, собирали книги среди обгоревших, полуразрушенных зданий, организовывали в воинских частях библиотеки, в свободную от боя минуту перелистывали любимые страницы.
Во время войны возрос интерес к прошлому страны, ее военной истории. В 1942 г. начала издаваться популярная серия брошюр, посвященных великим русским полководцам Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Козьме Минину, Дмитрию Пожарскому, Александру Суворову, Михаилу Кутузову. В годы войны роман Л.Н. Толстого "Война и мир" воспринимался не только как роман о прошлом, но в нем видели надежду на будущее, на победу. В годы войны из-за недостатка бумаги были закрыты многие газеты, не на чем было писать листовки, а роман "Войну и мир" издали большим тиражом. За годы войны роман был издан в 9 странах. В это тяжелое время не прекращался выпуск литературы для детей. Дети военной поры как могли помогали взрослым приближать победу, и очень часто вдохновителем и организатором их начинаний была книга. Так было с повестью "Тимур и его команда". Книга А. П. Гайдара воспитывала и воевала, как воевал ее автор. Важным делом для мальчишек и девчонок военной поры стал сбор и отправка книг в районы, освобожденные от немцев.
В осажденном Ленинграде каждый день открывала свои двери Публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. Замерзающие, опухшие от голода люди находили в себе силы приходить в читальный зал. В суровые дни блокады и сама библиотека, и ее работники находились в одном строю с защитниками города, они помогали им выстоять и победить. Несмотря на обстрелы, бомбежки, каждый день была открыта и знаменитая "Ленинка" – Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина в Москве. Артиллеристы в январе 1942 г. писали в библиотеку с фронта: "Мы защищаем нашу родную, любимую Москву, центр мировой культуры, а вы являетесь ее представителями… Вы наши сестры, матери, жены и дочери, помогаете нам своим трудом, каждая на своем месте. У вас тоже фронт".
Победный 1945 г. Наша страна выстояла и победила. Народ сумел отстоять свою свободу и независимость. Книги, опаленные пламенем войны, страдавшие вместе с нашим народом, звавшие его на борьбу, становятся теперь символом мирной жизни. Они как награда для солдата, закончившего свой ратный труд.